Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

«ГОСУДАРСТВО. АНТРОПОТОК»

доклад Центра стратегических исследований
Приволжского федерального округа
Нижний Новгород — Москва, 2002 год

СОДЕРЖАНИЕ

АВТОРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Антропоток как понятие.

Антропоток как проблема.

Антропоток как фактор, трансформирующий мироустройство.

Антропоток как фактор, восстанавливающий глобальный демографический баланс.

Геокультурный выбор России.

Стратегирование как основа и прерогатива президентской ветви власти.

Примечания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДОКЛАДА

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Депрессивность округа: малоподвижность населения, отсутствие явных институциональных лидеров, низкая привлекательность городов-миллионников, заторможенные темпы урбанизации.

Новая этнокультурная регионализация округа: изменение баланса сил, гомогенизация национально-территориальных образований.

Транзитность округа: доминирование «западного дрейфа», зависимость от иммиграции.

Государственная граница: конфликт населения и пограничного режима, незащищенность границы.

Низкая толерантность населения округа: малый радиус кругозора освоенного, взаимная толерантность.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ

Подрыв рынка труда.

Бюджетный кризис.

Деградация человеческих ресурсов и снижение уровня капитализации территории.

Опустынивание: сворачивание ранее развернутых программ освоения.

Грядущая политизация темы: отношение к иммигрантам как фактор общественного раскола.

3. ПРИЧИНЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Свернутость у российских элит горизонтов развития: расхождение циклов планирования.

Отсутствие у широких слоев населения опыта самостоятельной — проектной — внутренней миграции.

Неразвитость инфраструктуры внутренней миграции.

Десинхронизация реформ образовательной инфраструктуры и логики трансформации рынка труда.

Геополитическая: извечный дисбаланс между плотностью населения страны и ее огромной территорией.

Геоэкономическая: издержки растущей включенности в систему международного перераспределения труда.

Геокультурная: отсутствие новых рамочных идентичностей.

4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР: СТАВКА НА РАЗВИТИЕ, МОБИЛЬНОСТЬ,
КАПИТАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,
МЕЖДУНАРОДНУЮ КООПЕРАЦИЮ...

Мобильность как исторический модус существования человека.

России мигранты нужны.

России не нужны мигранты.

Срединный путь миграционной политики.

Смена объекта развития.

Смена языка развития.

Смена масштабов учета и контроля: глобальный демографический баланс.

Смена ведущей антропологической модели.

Примечания.

КЕЙСЫ К ДОКЛАДУ

Окружной уровень:

1. МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ.

1.1. ОРЕНБУРЖЬЕ. МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ.
1.2. КАРТЫ ОКРУГА.

2. НАСЕЛЕНИЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XVII - XX ВВ. В ЕГО СОВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦАХ: ЧИСЛЕННОСТЬ, ЭТНИЧЕСКИЙ, СОСЛОВНО-КЛАССОВЫЙ СОСТАВ.

Страновой уровень:

3. МИГРАЦИЯ: ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

Международный уровень:

4. ПОЛИТИКА НАТУРАЛИЗАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЧТО ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ АНТРОПОТОКОМ

1. Поощрение подвижности населения — территориальной, образовательной, квалификационной, социальной.

2. Реабилитация СК-ядра, публичное обсуждение его параметров.

3. Реабилитация и «настройка» исторического института СК-переработки.

4. Составление комплементарной карты мира как предмет геокультурного картографирования.

5. Активное формирование хоритики — создание мира, «облучаемого» российской культурой.

6. Новая институционализация политики пространственного развития.

7. Синхронизация политик, схватывающих различные аспекты антропотока.

8. Институционализация принципа субсидиарности.

Примечания.

© Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа
"ГОСУДАРСТВО И АНТРОПОТОК"
Москва - ПФО 2002 г.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ