Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Миграционная ситуация
в Приволжском федеральном округе

Артоболевский С.С., Бадыштова И.М.,
Зайончковская Ж.А., Лухманов Д.Н., Мкртчян Н.В.

6. Демографический прогноз по ПФО*

6.1 Общие принципы и методика прогноза

Прогноз населения Приволжского федерального округа рассчитан как составная часть прогноза населения России. При этом для начального прогнозного периода (до 2005 года) были использованы данные о рождаемости, смертности и возрастной интенсивности миграции населения округа. Прогноз на последующие годы опирался на коэффициенты естественного движения и их тренды, заложенные в общероссийском прогнозе. Возможность такого допущения объясняется большой близостью (почти совпадением) коэффициентов по ПФО с российскими (Табл. 6.1).

Таблица 6.1 Коэффициент суммарной рождаемости и ожидаемая продолжительность жизни в России и ПФО в 2001 г.

  Коэффициент суммарной рождаемости Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
мужчины женщины
Российская Федерация 1,25 58,96 72,34
Приволжский федеральный округ 1,23 59,34 72,87

Прогноз построен как сочетание трех сценариев. Прогнозные сценарии сформулированы с учетом следующих предпосылок.

Высокий сценарий объединяет высокие варианты сценариев рождаемости, продолжительности жизни и миграции. Его естественно связать с оптимистическим вариантом социально-экономического развития страны, хотя положительные сдвиги в экономике не обязательно гарантируют рост продолжительности жизни, ни тем более, повышение уровня рождаемости.

Средний сценарий связывается с постепенным улучшением социально-экономической ситуации в России, но более медленными темпами, чем при высоком варианте. По мнению авторов прогноза, этот вариант представляется наиболее вероятным.

Низкий сценарий исходит из пессимистического варианта социально-экономического развития. Сохранение сложившейся или ухудшение экономической

ситуации, скорее всего, приведет к сохранению высокого уровня смертности и делает маловероятным повышение рождаемости.

6.2 Сценарии рождаемости

Все три сценария рождаемости исходят, прежде всего, из опыта европейских стран, где снижение рождаемости, которое в России наблюдалось в 1990-х годах, началось раньше, а к настоящему времени ситуация в значительной мере стабилизировалась.

Низкий вариант исходит из гипотезы, что подъем рождаемости в 2001 г. — временное явление, и что снижение рождаемости будет продолжаться, замедляясь, а ее уровень стабилизируется на минимальном зафиксированном в Европе показателе 1,09, что произойдет в 2005-2007 гг.

Средний вариант предполагает некоторое повышение рождаемости до отметки 1,4 рождения на 1 женщину.

Высокий вариант допускает, что наметившийся в 2001 году подъем рождаемости — долговременное явление. Согласно этому сценарию уровень рождаемости через 10 лет (т.е. в 2012 г.) будет практически равен среднему ожидаемому числу детей у женщин 1965-1974 годов рождения (1,55) (табл. 6.2). Однако необходимо отметить, что такой сценарий маловероятен.

Таблица 6.2 Прогноз коэффициента суммарной рождаемости

  Варианты
Годы низкий средний высокий
2001 1,249
2005 1,111 1,352 1,414
2010 1,090 1,396 1,525
2020 1,090 1,396 1,626
2030 1,090 1,396 1,690

6.3 Сценарии смертности

Как известно, в России на протяжении более чем 35 лет наблюдается рост уровня смертности, поэтому при разработке сценариев смертности нельзя рассчитывать на скорые успехи в увеличении продолжительности жизни. Трудно допустить и то, что рост смертности в России продолжится. Наиболее вероятная прогнозная траектория — постепенная стабилизация смертности, а затем, скорее всего, медленное снижение.

Согласно низкому сценарию, в ближайшие годы уровень продолжительности жизни стабилизируется на среднем уровне, характерном для 1992-2000 гг. Лишь после 2010 г. начнется рост продолжительности жизни. Темп роста заложен весьма низкий, в 3 раза ниже, чем в странах ЕС в 1970-х — 1980-х годах.

Высокий сценарий предполагает, что в ближайшие годы повторится рост продолжительности жизни, наблюдаемый в 1994-1998 гг., а затем продолжительность жизни для мужчин и женщин (суммарно) будет расти со скоростью 0,16-0,17 года за 1 год. Это примерно на 1/3 медленнее, чем в странах Европейского союза в 1970-х — 1980-х годах. Высокий сценарий может реализоваться лишь в условиях устойчивого и быстрого экономического роста и больших вложений в социальную сферу, особенно в обеспечение здоровья населения.

Средний сценарий также связывается с постепенным улучшением социально-экономической ситуации в России, но относительно медленными темпами. Предполагается, что, к 2004 г. восстановится уровень продолжительности жизни 1998 г. Такое развитие событий весьма вероятно, если принять во внимание, что причина недавних колебаний уровня — последствия антиалкогольной кампании. Предполагается возвращение продолжительности жизни к уровню, характерному для начала 1980-х, когда без особых видимых причин рост смертности прекратился, и уровень продолжительности жизни в России стабилизировался. Этого можно ожидать в 2010-2012 гг. Затем предполагается устойчивый рост продолжительности жизни, темп которого будет в 2 раза ниже, чем в странах ЕС.

Прогнозные показатели представлены в табл. 6.3

Таблица 6.3 Прогноз ожидаемой продолжительности жизни и коэффициента младенческой смертности (на 1000 живорожденных)

Годы Ожидаемая продолжительность жизни, лет Коэффициент младенческой смертности
мужчины женщины
низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий
2001 59,0 72,3 14,6
2005 58,0 60,7 61,9 72,0 73,3 74,0 14,2 13,1 12,6
2010 58,1 61,3 62,9 72,1 73,5 74,5 12,9 11,2 10,6
2020 58,6 62,3 64,9 72,6 74,3 76,1 10,3 7,5 6,6
2030 59,0 63,3 66,9 73,0 75,4 77,8 7,7 5,0 4,4

6.4 Прогнозы нетто-миграции

Прогноз миграции привязан к среднему варианту сценариев рождаемости и средней продолжительности жизни. При этом все три варианта прогноза миграции в той или иной степени экстраполяционные, так как все они предполагают, что тенденция сокращения нетто-миграции будет продолжаться, но с разной скоростью.

Низкий вариант — это вариант с нулевой миграцией, экстраполирующий ситуацию 2001 г. Средний и высокий варианты предусматривают вначале продолжение спада миграции, а затем медленный ее подъем.

С позиций понимания будущей демографической ситуации большой интерес представляет прогноз нетто-миграции, необходимой для сохранения численности населения на стабильном уровне, когда миграция полностью замещает естественную убыль населения (в качестве исходного принят уровень на начало 2001 года). Этот прогноз позволяет почувствовать пределы возможного роста населения.

Поскольку прогноз по ПФО опирается на прогноз по России, предполагается, что доля ПФО в общероссийской нетто-миграции останется постоянной и одинаковой во всех вариантах прогноза.

Принятые прогнозные значения даны в табл. 6.4.

Таблица 6.4 Прогноз нетто-миграции в ПФО, тыс. чел.

Период Варианты прогноза
низкий (нулевой) средний высокий замещающий
1991-1995 (факт)   758    
1996-2000 (факт)   408    
2001-2005 - 100 160 580
2006-2010 - 80 140 615
2011-2015 - 70 130 730
2016-2020 - 75 150 920
2021-2025 - 90 160 1100
2026-2030 - 90 160 1200

Как видно из таблицы, размеры миграции, необходимой для компенсации естественной убыли населения, до 2015 года, на фоне показателей прошлого десятилетия не кажутся невероятными. Однако не надо забывать, что высокий уровень 1991-1995 гг. (758 тыс. человек) был достигнут в условиях массовой репатриации и бегства из стран СНГ. В последующем такие масштабы миграционного притока могут быть обеспечены только благодаря подключению иммиграции из-за пределов СНГ. Кроме того, трудно предположить рост миграции в условиях такого жесткого миграционного законодательства, как в России. Уровни замещающей миграции 2016-2030 годов чрезвычайно высоки, практически невероятны, соответственно почти невероятным выглядит и сценарий сохранения численности населения на стабильном уровне.

6.5 Прогноз численности населения

Расчеты показывают, что население ПФО в перспективе сокращается по всем вариантам прогноза: на 27,5% до 2031 г. по низкому варианту, на 17,4% — по среднему и на 10% — по высокому. Население округа несколько сокращается даже по варианту с замещающей миграцией — при условии, что по миграционной привлекательности ПФО по-прежнему будет уступать Центральному округу (табл. 6.5, рис. 6.1). Нисходящий тренд будет продолжаться непрерывно, но до 2016 года спад будет относительно плавным, а затем ускорится. В случае если миграционный приток будет отсутствовать, убыль населения в округе за первые 15 лет составит 3,8 млн. человек по низкому варианту прогноза (12,2%) и 2,1 (6,6%) — по среднему варианту прогноза, за последующие 15 лет — 5 (17,9% к 2016 г.) и 3,4 млн. человек (12,2%), соответственно. Суммарная убыль населения в 2031 г. достигнет 27,5% по низкому варианту прогноза и 17,4% по среднему. Напомним, что оба эти варианта ориентированы на развитие рождаемости и смертности по средним сценариям, что требует больших усилий со стороны государства. Поэтому низкий вариант динамики населения тоже необходимо рассматривать как весьма возможный.

Таблица 6.5 Прогноз численности населения ПФО, млн. человек

Годы Низкий вариант (с нулевой миграцией) Средний вариант Высокий вариант Средний вариант с замещающей миграцией
I II III IV
2002 31,6
2006 30,9 31,1 31,3 31,5
2011 29,4 30,3 30,7 31,4
2016 27,9 29,5 30,4 31,3
2021 26,3 28,5 29,9 31,1
2026 24,6 27,4 29,3 30,9
2031 22,9 26,1 28,4 30,7

Рис. 6.1. Прогнозные тренды численности населения ПФО, млн. человек

Даже при гипотезе, что иммиграция в Россию будет столь интенсивной, что обеспечит стабильную численность населения страны, население Приволжского федерального округа сократится на 3%.

Сокращение численности населения будет ростом численности лиц пенсионных возрастов. После некоторого спада к 2009 г. этот рост продолжится по крайней мере до 2022 г., а по высокому варианту и прогнозу с замещающей миграцией — до конца прогнозного периода (рис. 6.2, приложение 6.1). Число лиц пенсионных возрастов возрастает к 2031 г. на 4% по низкому варианту и на 23% по высокому.

Процесс старения возрастной структуры населения почти не зависит от размеров нетто-миграции в регион: доля лиц пенсионных возрастов колеблется от 29,7% по низкому варианту до 27,4% — по замещающему. Миграционный эффект может сказаться за пределами рассматриваемой 30-летней перспективы.

Рис. 6.2. Прогнозные тренды численности населения пенсионных возрастов, млн. человек

Высокими темпами будет сокращаться численность трудоспособной части населения — от 29% по низкому варианту до 19% по высокому, к 2031. Даже по замещающему варианту сокращение достигает почти 8%, причем наиболее быстро трудоспособное население будет сокращаться в течение 10-летия 2011-2020 гг., в то время как в ближайшие годы его численность несколько увеличится. Наиболее плавный тренд свойственен низкому варианту (рис. 6.3).

В результате сокращения трудоспособного контингента заметно возрастет нагрузка пожилыми (отношение численности лиц пенсионных возрастов к численности трудоспособных возрастов). Рост составит полтора раза к уровню 2002 г. (приложение 6.2). Если в 2002 г. 1000 работников должна была заработать на пенсию 345 пенсионерам, то в 2016 г. — 407, а в 2031 г. — 505. Благоприятная сторона перспективы заключается в том, что в ближайшем 10-летии нагрузка пожилыми почти не увеличится.

Прогнозные тренды детской возрастной группы не столь плавны — заметна волна спада (в основном до 2011 года), затем подъем, и снова спад, что зависит от колебаний численности материнских поколений (Рис. 6.4). Но в целом число детей сокращается — к 2031 году на 56% по низкому варианту и на 20% — по высокому. Иными словами, воспроизводственный потенциал населения будет становиться все меньше.

Рис. 6.3. Прогнозные тренды численности населения трудоспособных возрастов, млн. человек

Рис. 6.4. Прогнозные тренды численности населения детских возрастов (0-15 лет), млн. человек

Сокращение численности детей связано, прежде всего, с низким уровнем рождаемости в регионе. Поскольку основная часть иммигрантов — лица рабочих возрастов, прогноз с замещающей миграцией предсказывает большее сокращение численности детей (на 23%), чем вариант с высокой рождаемостью. И в этом отношении оздоровительное влияние миграции скажется за пределами 2030 г.

В то же время, благодаря ожидаемому сокращению численности детей, общий рост демографической нагрузки (отношение численности детей и пожилых к численности трудоспособных) в ПФО будет вполне умеренным (приложение 6.3): по низкому варианту она увеличится на 6%, по среднему — на 15%, а по высокому — на 26%. Сегодня показатель демографической нагрузки в Приволжском федеральном округе на 13 пунктов выше среднероссийского. Благодаря особенностям возрастной структуры во втором прогнозном десятилетии (2011-2019 гг.) нагрузка окажется ниже, чем по стране в целом, но к концу периода различия нивелируются.

Средний возраст населения ПФО в начале 2002 г. составлял 36,7 лет и был на 1,1 года меньше, чем по России в целом. К 2031 г. средний возраст увеличиться: по низкому сценарию — до 43,5 лет, по высокому — до 41,1 года. Отличия от России по всем сценариям сократятся до 0,9 лет.

Важные выводы, которые следуют из рассмотрения всех вариантов прогноза, состоит в том, что в перспективе трех ближайших десятилетий:

  • в ПФО неизбежно произойдет сокращение населения, в том числе его трудоспособной части;
  • регулирование темпов сокращения в решающей степени зависит от миграции и в значительно меньшей степени от возможностей регулирования рождаемости и смертности;
  • особенности динамики возрастной структуры населения (ее постарение, стремительное сокращение трудоспособного контингента и еще более стремительное — детской группы) устойчивы при всех вариантах динамики составляющих прогноза, поэтому могут оцениваться как весьма вероятные, даже значительный приток населения не может переломить эти тенденции;
  • низкий вариант прогноза вскрывает глубину демографического кризиса, который ожидает ПФО при сохранении нынешних уровней рождаемости и смертности и при дальнейшем сокращении миграционного притока: уменьшение населения почти на 9 млн. человек, в том числе на 5,6 млн. человек его трудоспособной части, более чем двукратное сокращение детской группы и падение ее доли в населении до 11,4% (приложение 6.4).

Все это свидетельствует о безотлагательной необходимости мер демографической политики, прежде всего по оздоровлению населения и обеспечению притока мигрантов.

Заметим, что перспективы изменения численности и состава населения в ПФО весьма мало отличаются от общероссийских, что является следствием не только сценарной гипотезы о дальнейшем сближении показателей воспроизводства, но, главным образом их близости в настоящее время.

6.6. Приложения...


* Расчеты выполнены Е.М. Андреевым, канд. ф.-м. наук, зав. лабораторией анализа и прогноза смертности Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

© Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа "ГОСУДАРСТВО И АНТРОПОТОК", Москва - ПФО 2002 г.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ