Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

4. Система расселения Северо-Западного Федерального округа: территориальная структура

Система расселения, существующая на территории Северо-западного Федерального округа, структурируется на три  части.

К первому  типу традиционно промышленно-аграрного расселения с высокой хозяйственной освоенностью территории относится Ленинградская, Псковская, Новгородская и большая часть Вологодской области. Эти территории не отличаются большими запасами природных ресурсов. На их территории располагается большая часть центров обрабатывающей промышленности Северо-Запада и достигается наибольшая плотность экономически активного населения. Для систем расселения это означает сосредоточение вплоть до уровня районных центров полного комплекса объектов периодического обслуживания: библиотека, поликлиника, больница, универмаг, аптека, дом культуры, стадион, спортивная школа, комбинат бытового обслуживания и другие объекты районного значения. Градообразующей основой этих центров является крупная обрабатывающая промышленность различного профиля, а также банковские, консалтинговые и информационные структуры, обеспечивающие потребности всей областной системы расселения. В большинстве таких центров размещаются научно-исследовательские институты, конструкторские и проектные фирмы, средние специальные учебные заведения и вузы. Республиканские, краевые и областные центры как правило имеют развитый комплекс объектов эпизодического и специального обслуживания (специализированные поликлиники, больницы, школы, библиотеки, стадионы областного значения, театры, филармонии, музеи и т. п.).

Таблица 6

Динамика численности населения регионов первого типа

Ленинградская область

 

1985

1990

1996

1999

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек

1 612,4

1 662,8

1 671,1

1 666,5

в том числе:

 

 

 

 

Городское

1 054,9

1 097,8

1 101,5

1 099,3

Сельское

557,5

565,0

569,6

567,2

Вологодская область

тыс. человек

1333,8

1356,4

1339,4

1319,2

в том числе:

 

 

 

 

Городское

844,5

893,2

908,5

900,7

Сельское

489,3

463,2

430,9

418,5

Новгородская область

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек

744,2

753,1

737,8

727,1

в том числе:

 

 

 

 

Городское

509,5

526,8

521,8

511,8

сельское

234,7

226,3

214,4

215,3

Псковская область

Численность постоянного населения

 

 

 

 

(на конец года), тыс. человек

844,2

844,1

826

800,3

в том числе:

 

 

 

 

городское

509,7

536,3

539,4

528,9

сельское

334,5

307,8

286,6

271,4

Санкт-Петербург

 

1985

1990

1996

1999

Численность постоянного населения

 

 

 

 

(на конец года), тыс. человек

4853,3

5001,9

4746,1

4660,8

В рамках этой зоны представлен абсолютный центр Северо-Запада – Санкт-Петербург, имеющий, однако, иное – не областное качество.

В 2000 г. образовано 7 федеральных округов, которые теперь целесообразно формировать в виде социально-экономических систем регионального типа. Центрами этих систем являются крупнейшие города России, где расположены ведущие промышленные предприятия страны, основные банки, центры инноваций, ведущие учреждения науки, образования культуры и искусства. В центрах таких трансрегиональных систем расселения сосредотачивается самый широкий круг третичного сектора, учреждений обслуживания населения, в том числе уникального. 

Особое положение на территории Северо-западного Федерального округа занимает Санкт-Петербургская агломерация. Кризисные процессы в экономике России не могли не затронуть социально-демографическую структуру населения Петербургского региона. За последнее десятилетие произошли коренные изменения в типе естественного воспроизводства населения. Естественный прирост населения в Санкт-Петербургском регионе, составлявший в 1985 - 1988 гг. от 2,5 до 3,5 промилле в год, в конце 80-х гг. приобрел отрицательные значения. С 1989 года в Санкт-Петербурге, а с 1990 года и в Ленинградской области началась естественная убыль населения. За период с 1990 по 1999 г. превышение смертности над рождаемостью составило в Петербургском регионе 461 тыс. человек.

В результате отрицательного естественного прироста и уменьшения притока населения численность населения Санкт-Петербурга за период с 1990 по 1999 год снизилась на 339 тыс. человек с 5.035 тыс. чел. до 4.696 тыс. чел. Численность же населения Ленинградской области, несмотря на отрицательный естественный прирост даже несколько выросла - за 10 лет благодаря положительному сальдо миграции население области увеличилось на 13 тыс. человек (1989 г. - 1.661 тыс., 2000 г. - 1.674 тыс.).

Современные административные границы Петербурга, в ряде случаев рвут «по живому месту» многочисленные экономические, социальные и культурно-бытовые связи, сложившиеся ранее внутри региона. Территориальный рост города практически привел к переустройству Ломоносовского района, фактически разорванного на две части.  Оказался разорванным Всеволжский район. Именно поэтому в основе иерархии подсистем расселения лежит Санкт-Петербург.

Численность населения Санкт - Петербурга уменьшается примерно на 30-40 тыс. человек в год. Численность населения Санкт-Петербургской агломерации будет увеличиваться на примерно аналогичную цифру. Агломерационное влияние Санкт-Петербурга сказывается в пределах районов 1-й и частично 2-й группы (см. таблицу 7).

 Таблица 7

Район

Расстояние от райцентра до Санкт-Петербурга

Район

Расстояние от райцентра до Санкт-Петербурга

1 группа

 

3 группа

 

Всеволожский

24

Кингисеппский

138

Ломоносовский

40

Лужский

139

Гатчинский

46

Приозерский

142

Тосненский

53

Сланцевский

192

Кировский

55

Тихвинский

200

в среднем

43

в среднем

162

2-я группа

 

4 группа

 

Волосовский

85

Лодейнопольский

244

Киришский

115

Бокситогорский

245

Волховский

122

Подпорожский

285

Выборгский

130

в среднем

258

в среднем

113

 

 

 Указанная тенденция прослеживается в рамках следующих данных, обобщенных в таблице 8:

Таблица 8

 

Район, город

Численность населения, тысяч человек

1989

2000

Прирост населения

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всеволожский

167,6

96,4

71,2

197,6

115,0

82,6

+30,0

+18,6

+11,3

Выборгский

191,0

128,7

 62,3

191,8

127,8

64,0

  +0,8

- 0,9

+1,7

Гатчинский

218,5

131,2

87,3

214,7

130,6

84,1

-3,8

-0,6

-3,2

Тосненский

110,7

76,5

34,2

109,1

76,6

32,5

-1,6

+0,1

-1,7

Кингисеппский

72,2

50,0

22,2

74,5

52,2

22,3

+2,3

+2,2

+0,1

Приозерский

60,8

  25,6

 35,2

  63,7

  24,8

38,9

  +2,9

 -0,8

+3,7

Лужский

90,5

  47,7

 42,8

  86,2

  44,3

41,9

 -4,3

-3,4

-0,9

Волховский

110,5

  80,0

 30,5

103,4

  75,4

28,0

-7,1

-4,6

-2,5

Киришский

67,5

57,7

9,8

69,5

60,3

9,2

  +2,0

  +2,6

-0,6

Кировский*

84,0

72,8

11,2

84,6

74,0

10,6

  +0,6

  +1,2

-0,6

Ломоносовский

65,3

9,3

56,0

68,8

8,9

59,9

  +3,5

-0,4

+3,9

г.Сосновый Бор

56,2

56,1

0,1

62,2

62,2

0

+6,0

+6,1

-0,1

г.Ивангород

11,9

11,9

0

11,9

11,9

0

0

0

0

Волосовский

46,8

12,8

34,0

47,5

13,1

34,4

+0,7

+0,3

+0,4

Сланцевский

54,1

43,1

11,0

50,8

39,9

10,9

-3,3

-3,2

-0,1

г.Шлиссельбург*

12,5

12,5

0

12,0

12,0

0

-0,5

-0,5

0

Лодейнопольский

39,3

26,9

12,4

39,1

27,4

11,7

-0,2

+0,5

-0,7

Подпорожский

41,6

33,4

8,2

36,9

30,6

6,3

-4,7

-2,8

-1,9

Тихвинский

88,4

71,4

17,0

83,4

67,7

15,7

-5,0

-3,7

-1,3

Бокситогорский

46,9

27,1

19,8

40,6

24,4

16,2

-6,3

-2,7

-3,6

г.Пикалево

24,5

24,5

0

25,7

25,7

0

+1,2

+1,2

0

ИТОГО

1661,2

1095,2

566,0

1674,0

1104,8

569,2

+12,8

+9,6

+3,2

Санкт-Петербург

5023,5

5023,5

0

4694,0

4694,0

0

-329,5

-329,5

0

1 – все население; 2 – городское население; 3 – сельское население.

 В целом Санкт-Петербургская агломерация включает в себя Санкт-Петербург, населенные пункты Всеволжского, Ломоносовского, Гатчинского, Toсненского до Любани включительно, Кировского районов, большую часть Волосовского, Киришского, Волховского, Выборгского, Лужского районов. Характеристики: маятниковая миграция, функции обслуживания, ж/д доступность до 180 минут, численность населения 5.500-5.700 тыс. человек.

  С Санкт-Петербургской агломерацией граничат следующие системы расселения:

1. Псковская – город и два административных района с наибольшей плотностью населения ( Псковский и Печерский) – 290 тыс. человек.

2. Треугольник Себеж - Кунья – Невель, тяготеющий к шоссейным дорогам  Москва-Рига и Санкт-Петербург- Киев (50 тыс. человек)

3. Новгородская - 250 тыс. человек

4. Петрозаводская  с пгт Шуя, Чална, Деревянка - 300 тыс. человек.  Петрозаводск — ровесник Петербурга, его давний промышленный спутник. Он расположен не в центре Карелии, но в наиболее развитом ее районе — Прионежье и на главной экономической оси Карельско-Кольского сектора. Своеобразна роль Карелии. Она является транспортным коридором, соединяющим Мурманск и остальную Россию. Однако, если рассматривать центры гравитации в этом регионе, то можно предположить, что для нее центры гравитации находятся на территории Финляндии. Идет речь о создании карело-финской СЭЗ, и в целом ориентация на Скандинавию, в первую очередь - Финляндию, очень высока. Таким образом, Карелия, с одной стороны, выход для Севера России на транспортный коридор Хельсинки-Санкт-Петербург, а с другой - у нее ориентация на связи со Скандинавией. Поэтому здесь основные центры гравитации - пограничные пункты, промышленные центры и Петрозаводск.            

Дальнейшее развитие транспортного каркаса повлияет на эволюцию систем расселения. Уже развивающийся транспортный коридор Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва вызовет развитие систем поселений в рамках этого коридора, причем гравитационными центрами в этом коридоре станут точки пересечения основных магистралей коридора с магистралями, ведущими от портов Ленинградской области. Можно говорить о развитии Выборга в первую очередь, а также о южных точках пересечения (Тосно, Мга).

Развитие транспорта, вероятно, обеспечит интеграцию Новгородской системы расселения в Санкт-Петербургскую. Однако Псковская область скорее будет «разорвана» на зоны тяготения двух центров Москвы и Санкт-Петербурга по линии Великие Луки – Псков.

Ко второму (сырьевому) типу систем расселения можно отнести Мурманскую, Архангельскую области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. На территориях этих регионов сосредоточена ресурсно-сырьевая база Северо-западного округа. Сворачивание ряда производств и размывание оборонных функций данных территорий приводит к усилению их сырьевой специализации и уменьшению численности населения.

Утверждение идеи о необходимости ускоренного развития Севера ставило под сомнение возможность реализации комплексной программы освоения, вело к появлению диспропорций в промышленном и социальном развитии региона уже на начальном этапе. То обстоятельство, что разработка концепции освоения и сам процесс формирования систем расселения развивался параллельно, неизбежно порождало ошибки и просчеты. Это в значительной мере повлияло на выбор региональной градостроительной политики и ее реализацию.

Таблица 9

 Динамика численности населения регионов СЗФО второго типа

Архангельская область

 

1985

1990

1996

1999

Численность постоянного населения

(на конец года),

 

 

 

 

Тыс. человек

1534,5

1576,6

1506,4

1459,2

в том числе:

 

 

 

 

Городское

1125,3

1162,7

1111,9

1085,4

Сельское

409,2

413,9

394,5

373,8

Мурманская область

Численность постоянного населения

(на конец года), тыс. человек

1 107,7

1 176,9

1 050,6

1 001,2

в том числе:

 

 

 

 

Городское

1 021,5

1 082,5

965,1

917,7

Сельское

86,2

94,4

71,6

83,5

Ненецкий автономный округ

Численность постоянного населения

(на конец года), тыс. человек

 

52,4

 

54

 

47,2

 

45,2

в том числе:

 

 

 

 

Городское

33,3

34,1

28,7

27,3

Сельское

19,1

19,9

18,5

17,9

Республика Карелия

Численность постоянного населения

(на конец года), тыс. человек

 

771,3

 

798,2

 

779,1

 

765,1

в том числе: 

 

 

 

 

Городское

620,3

653,1

571,3

565

Сельское

151

145,1

207,8

200,1

Республика Коми

Численность постоянного населения

 

 

 

 

(на конец года), тыс. человек

1211,6

1254,5

1175,8

1136,6

в том числе:

 

 

 

 

Городское

899,2

953,1

878

846,5

Сельское

312,4

301,4

297,8

290,1

 

Некоторые старые города утратили свой городской ранг и в настоящее время пребывают сельскими поселениями, иногда, впрочем, выполняя некоторые городские функции, будучи центрами административных районов. Таковы Холмогоры, Краснослободск, Кевроль, Турчасов, Пинег (Пинега), Кадуй. Другие исчезли совсем, как Пустозерск — первый русский город на Печоре, бывший в допетровской Руси центром воеводства, а также местом ссылки.

Специфическую группу образуют города — военно-морские базы. Почти все они относятся к категории ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). Во главе этой группы — город Полярный, преемник недолго просуществовавшего города Александровска.

Города Европейского Севера довольно отчетливо делятся на функционально-типологические группы, своего рода «цеховые корпорации». Достаточно широко представлена категория монофункциональных городов. Наиболее массовые из них:

а) транспортные центры, в том числе морские порты;

б) центры добывающей промышленности, занятые разработкой месторождений апатитов (Кировск), угля (Инта), нефти и газа (Вуктыл), железных руд (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медно-никелевых руд (Мончегорск, Заполярный) и в центры лесоперерабатывающей, чаще всего целлюлозно-бумажной промышленности (Новодвинск, Коряжма, Сокол, Сегежа, Кондопога, Сортавала).

Многофункциональными городами, сформировавшимися на основе своего рода отраслевых комплексов, являются Ухта и Воркута, одновременно возглавляющие промышленные районы. Своеобразным машиностроительным комплексом является Северодвинск. На основе двух мощных отраслевых комплексов — металлургического и химического — сложилась функциональная структура Череповца, в которой скромное место оставлено традиционным отраслям — пищевой и легкой. По пути многофункциональности развиваются средние города Апатиты и Котлас — вторые города в своих областях.

 Огромный объем транспортной работы, большие потоки массовых грузов предопределили формирование транспортных центров как особого типа городов. Господствующая роль транспорта отчетливо проявляется в таких городах, как Микунь, Сосногорск, Емва, Няндома, Вытегра. Транспорт явился фактором возникновения и стержнем многофункциональной структуры Котласа, Кандалакши, Печоры (средние города) и Кеми, Медвежьегорска, Онеги, Беломорска (полусредние и малые города).

В пределах второго сырьевого типа систем расселения выделяются следующие агломерации:

      1. Вологодская. Определяется железной дорогой и шоссе Вологда – Череповец – Тихвин (северный резервный ход на Москву.  Вологда (300), Череповец (ж\д станция Октябрьской, а не Северной ж.д.) (323,5) Устюжна, Кадуй, и т.д. от Рыбинского вдхр. На юге до Белого озера на севере. – 850-900 тыс. человек вместе с сельским населением. Вологда ориентирована на российские столицы одновременно. Вологда — преддверие Севера и дальняя периферия Центра. Территории к западу и к востоку от нее также существенно разнятся по характеру экономической и транспортной плотности. В свое время Иван Грозный имел намерение сделать Вологду столицей Руси. До революции Вологда — самый значительный город Европейского Севера, ретранслятор московского и петербургского влияния. Сейчас ее положение более скромное, и даже в своей области она по числу жителей уступила первенство Череповцу.

      2. Котласская. Также определяется транспортными коммуникациями. Железнодорожный узел Котла с ветками на В. Устюг и Сусловку - порт на Северной Двине в месте слияния Вычегды и Сухоны. Основа агломерации: Котлас (68,5), зона тяготения до Красавино (8,9) и Великого Устюга (35,8) в Вологодской области, до Лузы в Кировской области, Коряжмы (44,5), Сольвычегорска (3,5) – 140-150 тыс. человек вместе с сельским населением. Один из самых своеобразных ареалов концентрации городских поселений — Котласский. В нем собрались города разных поколений: основанный выходцами из Ростова Великого в домонгольское время Великий Устюг, знаменитая вотчина Строгановых Сольвычегодск, единственный на Севере текстильный центр Красавино, один из крупнейших центров целлюлозно-бумажной промышленности Коряжма. Во главе этой группы — Котлас — железнодорожный и воднотранспортный узел, притянувший к себе разнообразную промышленность и исполняющий роль организационно-хозяйственного центра.

      3. Нарьян-Марская. Детерминируется рекой Печора. Основные центры: город Нарьян-Мар (18,5 тыс. человек),  пгт. Оксино и Андег. Всего - 30 тыс. человек.

      4. Воркутинская. Определяется железной дорогой. Поселения от Сейды до Северного. Основные центры: Воркута (96,2 тыс. человек), пгт. Советский, Северный, Мульда. Всего – 140 тыс. человек. 

      5. Сыктывкарская. Определяется административной функцией. Сыктывкар (230,4 тыс. человек), пгт. Краснозатонский, Лозым, Всего – 250-260 тыс. человек вместе с сельским населением. Строящаяся железная дорога «Белкомур» (Белое море—Коми—Урал) должна соединить Архангельский морской порт с Сыктывкаром, Кудымкаром и Пермью, что придаст динамику этой системе расселения.

      6. Мурманская. Определяется административной функцией, железной дорогой, системой гражданских  и военных портов. Основные города: Мурманск (375,4 тыс. человек) Североморск (57,1 тыс. человек) Полярный (23,8 тыс. человек), Кола (11,8 тыс. человек), Заозерск (14,9 тыс. человек), Заполярный (20,1 тыс. человек), Апатиты (70,6 тыс. человек), Кировск (35,4 тыс. человек),  Мончегорск (58,0 тыс. человек). Всего – 750-800 тыс. человек.

      7. Архангельская. Определяется транспортом. Основные города: Архангельск (368,9 тыс. человек ), Северодвинск (239 тыс. человек). Всего – 640 тыс. человек вместе с сельским населением.

Второй (сырьевой) тип систем расселения можно представить состоящим из широтных полос: Северной и Южной. Южная полоса, которую по характеру природного и экономического ландшафта можно считать северным продолжением Центральной России или восточным продолжением Северо-Западного экономического района, обладает более благоприятными условиями для развития земледелия и животноводства. Наиболее значительные города этой зоны — Петрозаводск, Череповец, Вологда, возможно Сыктывкар. Промышленность частично связана с переработкой сырья Севера (черная металлургия Череповца, целлюлозно-бумажная в Сегеже, Кондопоге, Соколе, Коряжме, Сыктывкаре). Разные отрасли машиностроения и металлообработки представлены как традиционными производствами (оборудование для отраслевой специализации), так и новыми (приборостроение, электроника, производство шарикоподшипников). Северная зона — преимущественно территория новых ресурсных городов. В контактной зоне моря и суши действуют 11 морских портов. В этой же зоне военно-морские базы Полярный, Североморск и их спутники, крупнейший центр ВПК Северодвинск, город Мирный при Плесецком космодроме. В Северной зоне расположены обе столицы Европейского Севера — Мурманск и Архангельск, все три новых больших города — Северодвинск, Ухта и Воркута, большая часть средних новых — Мончегорск, Апатиты, Печора, Усинск. Если на юге Европейского Севера пространственные акценты экономического развития обусловлены контактами с Центральной Россией и Северо-Западом, близостью к Москве и Петербургу, то в Северной полосе решающее значение имели ресурсы ископаемого сырья и контакт с морем.

Территориальную структуру Севера удобно также рассматривать и по секторам. Мурманская железная дорога стала осью Карельско-Кольского сектора. Вдоль нее в пределах Карелии прошел Беломорско-Балтийский канал, сложилась цепь городов и поселков — и старых и новых. Железная дорога Москва—Вологда—Архангельск — ось центрального Вологодско-Архангельского сектора. Здесь наиболее ощутимо перекрытие зон влияния Москвы и Петербурга (а в прошлом противостояния Новгорода и Москвы). Третья транспортная ось, имеющая субмеридиональное направление - Печорская магистраль, — начала строиться перед войной, а завершилась в военное время. В отличие от двух других главных магистралей Севера она не имеет самостоятельного выхода в другие экономические районы, подключаясь к архангельской линии в Коноше, и не доходит до морского побережья. Если в Карельско-Кольском секторе железнодорожный и водный транспорт объединили свои усилия в создании экономической оси, то в двух других секторах железные дороги “не посчитались” с ранее господствовавшими речными путями. В результате даже положение на реках, некогда главных путях сообщения — не спасло от захирения бывшие города — Красноборск, Холмогоры, Пинег, Яренск.

Таблица 10

 Численность населения в зоне Севера по административным территориям России

Территория/
численность

 в зоне Севера

Экстремальные

Дискомфортные

Гипокомфортные

Всего в зоне
Севера

Мурманская обл.

158,0

830,8

нет

988,8

Республика Карелия

нет

23,6

191,2

214,8

Архангельская обл.

122,5

31,6

982,2

1136,3

Республика Коми

317,2

132,8

692,5

1142,5

 См:[1]

 В отдельную (третью) категорию можно отнести Калининградский эксклав. Особенностью данного региона является то, что он полностью находится в окружении иностранных государств, что накладывает серьезный отпечаток на его внутреннюю политическую и экономическую ситуацию. На данный момент Правительством Российской федерации принята концепция развития региона, в рамках которой Калининградскую область предполагается сделать «экспериментальной площадкой», на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и европейских государств.

Таблица 11

 Динамика численности населения Калининградской области, тыс. человек

 

1985

1990

1996

1999

Численность постоянного населения

(на конец года)

 

846,7

 

886,8

 

935,5

 

948,5

в том числе:

 

 

 

 

Городское

662,1

698,5

726

728,5

Сельское

184,6

188,3

209,5

220

 


[1] Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» Абросимова Ю.Е., Артюхов В.В., Ермаков С.П., Мартынов А.С., Прохоров Б.Б. (ред. русского издания), Мюррей Фешбах (главный редактор), Грегори Гурофф (директор проекта), М., ПАИМС, 1995, 448 с., 304 илл.

 


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ