Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

6. Сценарии развития систем расселения СЗФО России.

Рассматривая системы расселения как самоорганизующиеся системы, мы не должны забывать о том, какое влияние на них могут оказывать «внешние» факторы, среди которых один из самых главных – современный уровень социально-экономического развития государства и траектории его динамики на перспективу. Можно выделить как минимум два возможных варианта социально-экономического развития Российской Федерации и, соответственно, разработать два сценария развития систем расселения на территории Северо-Западного федерального округа.

Первый вариант – наиболее оптимистический. Он предполагает, что  будут успешно решены все основные задачи переходного периода, такие как завершение основного этапа реструктуризации экономики, повышение уровня благосостояния населения, улучшение здоровья населения, сокращение смертности. Соответственно, прекратится отток финансовых и высококвалифицированных трудовых ресурсов из страны, социально-культурный потенциал будет использоваться с максимальной эффективностью, обеспечивая интенсивную инновационную активность.

На основе проведения сбалансированной и эффективной стратегической и тактической внутренней и внешней политики будет обеспечена стабильность общества и достигнут прочный гражданский мир. В этой ситуации развитие местных и региональных сообществ не будет лимитироваться какими-либо внешними факторами, и динамика систем расселения будет целиком определяться новыми формами региональной самоорганизации и самоидентификации.

Условно сценарий, базирующийся на этом варианте, можно назвать сценарием свободной самоорганизации расселения.

Второй вариант предполагает, что решение основных задач переходного периода натолкнется на практически неразрешимые внешние и внутренние препятствия. В экономике по-прежнему основную роль будут играть сырьевые отрасли, инновационный процесс развиваться не будет, качество жизни населения будет существенно отставать от уровня передовых стран.

В этой ситуации трансформация территориальной организации общества будет происходить в позитивном направлении только локально, часто неэффективно для региона в целом, со значительными издержками. Самостоятельное развитие местных и региональных сообществ будет крайне ограничено, и новая система регионализации будет насаждаться сверху или привноситься извне. Системы расселения в данной ситуации будут находиться под настолько мощным «прессингом» многочисленных внешних и внутренних факторов, что возможны только отдельные проявления самоорганизации, и сценарий, базирующийся на этом варианте, можно назвать сценарием с элементами самоорганизации расселения.

Рассмотрим, как будут развиваться системы расселения на территории Северо-Западного федерального округа в соответствии с этими сценариями.

Сценарий 1. Свободная самоорганизация расселения.

Своеобразие динамики систем расселения в этом случае состоит в том, что  процессы региональной самоорганизации позволяют любому населенному пункту в полной мере использовать преимущества своего экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудового потенциала, а также всех других возможных факторов развития. На наш взгляд, в этой ситуации наиболее влиятельным фактором для большей части территории округа станет фактор глобализации, особенно для Санкт-Петербурга, который станет крупным узлом на пересечении ряда транспортных коридоров. Еще важно отметить, что будет высока мобильность населения, и оно, не сомневаясь в возможности трудоустройства на новом месте, будет ориентироваться на лучшие условия природно-климатические, социокультурные и т.д.

Данный сценарий развития системы расселения является наиболее предпочтительным как для Северо-Запада, так и для России в целом, так как будет отражать не только интересы местных и региональных сообществ, но и одновременно будет адекватен общемировым тенденциям.  Процесс интеграции в мировую экономику может произойти в этом случае более мягко и эволюционно, чем в других сценариях. В организационном смысле он будет проявляться в становлении, а затем и доминировании принципиально новых форм региональной самоорганизации и самоидентификации, основанных на принципах демократии, общечеловеческих ценностях, местном самоуправлении.

Особая роль в этом сценарии отводится Санкт-Петербургу и агломерации, центром которой он является. Если к концу ХХ века здесь сложилась гипертрофированная ядерная концентрация населения, главным образом, в пределах городской черты и территорий, подчиненных городу, при весьма скромном развитии агломерированных городов, то уже в первые годы рыночной экономики Санкт-Петербургская агломерация начинает расти за счет пригородов и городов ближней и окраинной зоны агломерации (Тосно, Всеволожск, Сосновый Бор, Кириши и др.)

В перспективе начнется рост поселений, находящихся на границах агломерации, особенно на связях с другими агломерациями. Так, можно предположить, что с развитием транспортных коммуникаций агломерация будет интенсивно развиваться на северо-востоке Новгородской области по линии Санкт-Петербург – Великий Новгород.

Сложнее ситуация будет с псковской системой расселения. Развитие связей с Белоруссией в рамках союза Белоруссии и России будет стимулировать развитие западных районов. Однако, восточная часть Псковской области будет все больше тяготеть к Санкт-Петербургской агломерации, все больше втягиваясь в нее. Север Санкт-Петербургской агломерации будет развиваться иначе. Территория вдоль оси Санкт-Петербург-Выборг имеет все основания для превращения в урбанизированную зону (т.е. весь Карельский перешеек), со своеобразной формой освоения: города – промышленные и портовые центры (Выборг, Всеволожск, Высоцк) и интенсивная  рекреационная зона. Западная часть области также будет урбанизированной за счет группы портов в районе Усть-Луги.

Мурманская агломерация будет развиваться преимущественно за счет морских портов, поскольку природно-ресурсный потенциал уже в значительно степени исчерпан.

Архангельская агломерация также будет развиваться на базе портовых комплексов. При этом роль портов, особенно в связи с актуальностью возрождения на качественно новом уровне Севморпути значительно возрастает. Однако, отток «лишнего» населения все же может  происходить. Развитие туризма в области позволит сдержать отток и локализовать численность населения.

Вологодская агломерация будет все больше тяготеть к центру, к Москве. Там поднимется сельское хозяйство, будут размещаться все новые производства, в том числе производства по интеллектуальным продуктам, будет новый район туризма. Возродится система расселения в сельской местности.

Система расселения в республике Коми будет связана с добычей нефти и строящейся железной дорогой «Белкомур». Там следует ожидать роста транспортных узлов, но значительного развития производства, в связи с суровыми природно-климатическими условиями, происходить не будет.

Калининградская область интегрируется в общеевропейское пространство и будет развиваться по его законам, но с учетом российской гражданственности.

Отдельно при описании данного варианта следует остановиться на судьбе российской глубинки – традиционно пассивных территорий. В этом случае они не «обезлюживаются», а наоборот после разрухи кризисного периода начинается процесс их вторичного освоения.

Эти территории можно разбить на несколько секторов. В южной части округа (Ленинградской, Псковской, Калининградской областях, южной части Вологодской области, в Республиках Карелия и Коми) на базе возобновляемых ресурсов (почвенных, лесных, рыбных и др.), в режиме оптимального природопользования получат новое развитие традиционные отрасли: сельское хозяйство, лесоэксплуатация, рыбопромысловое хозяйство. К ним добавятся и новые отрасли, такие как заповедное дело и туризм.

В северных районах (Мурманской, Архангельской областях, в северной части Вологодской области, а также на севере Республик Карелии и Коми и в Ненецком автономном округе)  в меньших масштабах, но также будет происходить возрождение традиционных промыслов (оленеводство, рыболовство, охота).

Таким образом, в дополнение к процессам развития городских агломераций, на новой основе будут возрождаться и системы сельского расселения.

Прогноз развития систем расселения СЗФО по этому сценарию представлен на карте ниже.



Сценарий 2. Вариант с элементами самоорганизации расселения

Своеобразие этого варианта заключается в том, что центры управления процессами пространственного развития в этом случае смещаются в другие районы мира. Трансконтинентальные корпорации (ТНК), заинтересованные исключительно в добыче, транспортировке и первичной переработке сырья, а также в складировании и утилизации токсичных отходов, выстраивающие свои стратегии исходя из этого, будут осваивать только локальные участки территории Северо-Запада.

Реализация этих стратегий приведет к полной переконфигурации системы расселения: уменьшится количество населенных мест, опустеет российский Север, жизнь сконцентрируется в полосе европейских «коридоров развития» и вблизи государственных границ.

Население Северо-Запада резко сократится. Санкт-Петербургская городская агломерация будет развиваться в ограниченных масштабах, население, как ядра агломерации, так и прилегающих агломерированных территорий будет постепенно сокращаться.

В псковской и в меньшей степени в новгородской системах расселения будет происходить процесс деградации и разрушения.

Вместе с тем возможно локальное развитие отдельных территорий, особенно в связи с формированием и развитием новых транспортных коридоров, ориентированных на Запад.

Прогноз развития систем расселения СЗФО по этому сценарию представлен на карте ниже.



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ