Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

9. Государственная расселенческая политика. Возможные контуры.

Проведенный в работе анализ возможных путей развития систем расселения на Северо-Западе показал, что есть два кардинальных направления: первое – это  свободная самоорганизация расселения и второе –организация расселения с элементами самоорганизации. Сопоставление и критический анализ этих двух вариантов дает основание для выработки концепции государственной расселенческой политики в СЗФО. Стержневая идея концепции заключается в  избирательности подхода к отдельным регионам в рамках округа. При этом в зависимости от  совокупного влияния всех факторов расселения можно выделить три класса территорий:

1.      Территории инерционного развития систем расселения. Они будут занимать южную и западную  части территории СЗФО. Подразумевается, что на этих территориях будет развиваться свободная самоорганизация расселения.

2.      Территории активного государственного вмешательства, т.е. такие, на которых будет проводиться политика закрепления населения. Это территории с неблагоприятным демографическим потенциалом, где сложившаяся масштабная депопуляция нежелательна исходя из социально-экономических и геостратегических реалий. Здесь предусматривается стимулирование миграционного притока посредством бюджетных и внебюджетных инвестиций в производственную сферу, социальную и коммуникационную инфраструктуру.

3.      Территории демографического ресурса, где численность населения и трудовых ресурсов в настоящее время становится выше потребности в этих ресурсах в связи с современным уровнем развития экономики. В результате  следует ожидать оттока населения из этих регионов. 

В результате стало возможным сформулировать следующие предложения по регулированию системы расселения в территориальном разрезе:

Ø     Инерционное развитие самоорганизующихся систем поселений в пределах двух участков территории СЗФО: а) участков основной полосы расселения (Калининградская, Ленинградская, большая часть Новгородской и Вологодской областей); б) участков северных регионов, приближенных к основным центрам социально-экономической активности (участки Арханшельской области, Республики Коми и Карелия, отдельные групповые системы населенных мест Мурманской области).

Ø     Проведение политики закрепления населения: а) федерального уровня – на приграничных (стратегически приоритетных) территориях Псковской и Мурманской областей, характеризующихся неблагоприятным демографическим потенциалом; б) регионального уровня – в пределах участков основной полосы расселения, характеризующихся неблагоприятным демографическим потенциалом, но приближенным к центрам социально-экономической активности и транспортным узлам регионального значения (большая часть Псковской области, опорные центры систем расселения в Республиках Коми и Карелия, мурманской и Архангельской областях).

Ø     Рассмотрение в качестве территорий демографического ресурса территорий, которые расположены вне стратегически приоритетных участков и основных центров социально-экономической активности. С этой точки зрения наиболее значимой территорией демографического ресурса является территория вдоль транспортно-планировочной оси Ухта-Воркута, удаленная от приграничных участков и характеризующаяся наибольшим дисбалансом между современным уровнем развития производительных сил и численностью населения

Эти проектные предложения отражены на картосхеме «Приоритетные направления развития территорий». На ней красным цветом выделены территории, где требуется проводить политику закрепления населения, требующую вмешательства на федеральном уровне, белым – те территории, где требуется проводить политику закрепления населения на региональным уровне. Желтый цвет – те территории, где будет проходить свободная самоорганизация систем расселения. Наконец, различными оттенками зеленого цвета выделены территории демографического ресурса, причем темно-зеленым – территории со сравнительно благоприятной демографической ситуацией, светло-зеленым – со сравнительно неблагоприятной. Часть территорий Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автоновного округа выделена светлосерым цветом. Это малонаселенные территории, не представляющие интереса в рамках политики развития систем расселения.

К числу механизмов, обеспечивающих регулирование систем расселения, могут быть отнесены:

¨     проекты и программы инфраструктурного развития в рамках федеральной политики по усилению уровней социально-экономического развития приграницчных территорий;

¨     формирование и реализация единой миграционной политики СЗФО, целью которой является стимулирование притока мигрантов на территории, требующие стабилизации численности населения;

¨     перенос акцентов бюджетной и инвестиционной политики субъектов РФ на развитие более значимых с позиций систем расселения территорий.

Грядущие изменения в развитии систем расселения требуют адекватного отражения в системе административно-территориального деления территории СЗФО. Очевидно, что различия в уровнях освоенности территорий, перспективах их социально-экономического развития потребуют и изменения форм управления, и первым шагом на этом пути может стать реформа АТД. Предлагаемый вариант реформы базируется на динамике расселения, и не может рассматриваться как единство возможный, поскольку итоговый вариант реформы АТД должен базироваться на учете не только и не столько демографических и расселенческих факторов, сколько на факторах - геостратегических, социально-экономических, этнических. Тем не менее, нельзя и недоучитывать важность «расселенческих» соображений. Предлагаемый вариант реформирования приведен на картосхеме «Предложения по изменению административно-территориального деления территории СЗФО». Он сводится к следующему.

1.            Образуется субъект Федерации, условно называемый «северные территории» и включающий Мурманскую, северную и центральную часть Архангельской области, а также Ненецкий автономный округ.

2.            Восстанавливается в границах 30-х годов Ленинградская область, которая объединяется с Новгородской и Псковской.

3.            Без изменения остаются границы республик Карелия и Коми, а также Калининградской области.

4.            Вологодская область несколько расширяет  свою территорию за счет южных районов Архангельской области.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ