Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Приложение №2.

Законодательные основы пространственного развития и расселения в Российской Федерации

Проблему законодательной базы пространственного развития и расселения необходимо рассматривать в общем ряду проблем системного регулирования городского развития в переходный период, переживаемый Россией. Сегодня ясно, что новая городская  политика не может быть обоснованной и разумной без опоры на надежный правовой фундамент.

Необходимо отметить, что в 80-е годы, до начала перестройки, город, как феномен общественной жизни, находился в фазе стабильного эволюционного развития. Все внешние системы (общественно-политический и экономический строй, структура органов управления и государственное устройство, действовавшие схемы развития и размещения производительных сил, порядок расселения и др.) при постоянных частных изменениях, в целом трансформировались достаточно взаимосвязано и медленно.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Радикально трансформировалась политическая структура общества с ориентацией на, многопартийные, демократические его основы. Поменялась сама суть экономических отношений, осуществляется переход к рынку. Произошел гласный отказ от тотального обеспечения социального развития за счет государства.

Стремительные изменения, происходящие в нашей жизни, не могут обойти стороной и проблемы развития городов и территорий. Более того, именно эти проблемы во многом фокусируют те тенденции, которые начинают играть в нашей повседневной жизни все большую роль. Достаточно привести далеко не полный перечень принципиально новых моментов, появившихся в градостроительстве за последние годы:

-коренные изменения структуры собственности на землю и недвижимость;

-демонополизация строительного комплекса;

-полная трансформация инвестиционной политики, резкое сокращение традиционных бюджетных источников финансирования социальной сферы;

-принципиальное обновление форм, методов и объектов городского управления;

-конституционное закрепление идеи территориальной самостоятельности и местного самоуправления, обязательного участия граждан в принятии градостроительных решений;

-выработка новых принципов экономической и социальной политики, проводимой властями по отношению к населению городов;

-повышение ответственности городских властей за обеспечение населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты;

Начиная с 1992 года, в России происходит последовательное формирование законодательства по вопросам планирования территориального развития. Первым в этом ряду стал Закон РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» 1992 года, на смену которому в 1998 году пришёл Градостроительный кодекс РФ. После же принятия в 2001 году Земельного кодекса РФ и ряда федеральных законов по вопросам землеустройства, можно с уверенностью утверждать, что в России на уровне Федерации в основном сформирована законодательная база для прогнозирования и программирования регионального территориального развития.

Градостроительный кодекс РФ вводит понятие «Градостроительная деятельность» (градостроительство), которое определяет как «деятельность государственных органов, органов местного самоуправления. Физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов  использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учётом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений»[1]. Как нетрудно заметить, понятие «градостроительная деятельность» или «градостроительство» в российском законодательстве аналогично понятию «пространственное (территориальное) планирование» в современном законодательстве большинства западных стран.

Кодекс представляет собой законодательные требования к системе проектных, нормативных, административных, юридических документов, необходимых для обеспечения процесса территориального развития любых административно-территориальных образований – от страны в целом, Федеральных округов, отдельного субъекта Федерации, до муниципального образования, города и сельского поселения.

Кодекс детально прописывает полномочия всех уровней власти по обеспечению градостроительного развития, фиксирует права граждан и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, предписывает все решения по развитию территорий основывать на балансе государственных, общественных и частных интересов, ставит во главу угла этих решений обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, нацеливает всех участников градостроительной деятельности обеспечивать устойчивое развитие поселений и межселенных территорий, определяет возможные источники финансирования осуществления градостроительной деятельности и т.д.

Градостроительным кодексом предусматривается формирование в стране системы градостроительного законодательства – на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на уровне местного самоуправления. В ст. 22 зафиксированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях, к которым, в частности, относятся:

«разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;

установление государственной политики в области градостроительства;

утверждение границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования,….. и порядка особого регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях;

утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;

утверждение границ пригородных зон городов;

утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории субъектов Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;

установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости….;

принятие решений о строительстве объектов недвижимости значения субъектов Российской Федерации, и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство;

осуществление государственного контроля над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;

финансирование разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории субъектов Российской Федерации, программ, проведения научно-исследовательских работ в области градостроительства, а также разработки законов и иных нормативно-правовых актов градостроительных нормативов и правил субъектов Российской Федерации, ведения государственного градостроительного кадастра;

разрешение споров в области градостроительной деятельности…;

информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства» [2];

Градостроительный кодекс является одним из наиболее прогрессивных российских законов, отвечающим современным требованиям к подобного рода документам и учитывающим богатый зарубежный опыт в этой области. Принятый в 2001 году Земельный кодекс от 25.10.2001 № 137-ФЗ, разрешивший частную собственность на землю поселений, а также готовящийся федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в свою очередь также дали сильнейший толчок к внедрению рыночных механизмов в практику развития поселений и территорий.

Осуществленное законодательное закрепление правил и процедур купли-продажи земельных участков и объектов недвижимости в городах, вновь, после нескольких лет полного застоя в этой области деятельности, вызвало к жизни необходимость разработки для территорий муниципальных образований и городов градостроительной и землеустроительной документации. Такой, например, как территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, генеральные планы городских и сельских поселений, проекты территориального землеустройства и межевания территории. Сегодня без наличия этой документации невозможно выстроить легитимный процесс купли-продажи, сдачи в аренду земельных участков и объектов недвижимости, и практика показывает, что постепенно главы администраций приходят к необходимости разрабатывать новые генеральные планы развития своих территорий и поселений.

При определении перечня необходимой градостроительной и землеустроительной документации в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться, как Градостроительным кодексом РФ, так  и  Законом РФ «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ.

Применительно к Северо-Западному Федеральному округу в целом, большое значение имеет Постановление Правительства Российской Федерации «О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования» от 25 августа 1999 г. № 941, которое развивает и конкретизирует соответствующие статьи Градостроительного кодекса РФ.

В связи с формированием федеральных округов, представляется целесообразным разработать «Консолидированную схему градостроительного планирования Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации», которая  определила бы роль и место Севера-Запада России, учитывая повышение значения этого региона в связи с изменившимися геополитическими условиями после распада СССР, способствовала бы выявлению государственных интересов в градостроительстве субъектов Федерации, входящих в СЗФО. Продуктом проекта мог бы быть стратегический документ о взаимном согласовании интересов субъектов Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении пространственного развития в пределах СЗФО.

В то же время необходимо отметить, что определённая работа в этом направлении уже была проделана, но вне рамок государственного градостроительного планирования – речь идёт о «Доктрине развития Северо-Запада России», разработанной фондом «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» в 2001 году.


[1] Градостроительный кодекс РФ, 1998, с.1
[2] Градостроительный кодекс РФ, М., 1998, с.24-26

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ