Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Приложение №4.

Правовые проблемы организации современной статистики.

Статистика, как важнейший инструмент планирования государственных и общественных процессов, в современных условиях перестает отвечать тем задачам, которые стоят перед ней, а именно, объективно отражать динамику развития отдельных отраслей жизнедеятельности общества и жизнедеятельности всего общества в целом как системы постоянно меняющихся показателей.

Российское государство в своей политике управления обществом избрало способ максимального регулирования общественных процессов. Прежде всего, обозначенный вывод отражается в законодательстве, как совокупности шаблонов поведения участников общественных процессов, где подавляющее большинство норм носят императивный характер. Такая система управления практически не оставляет возможности для выбора, развития самоуправляемых общественных объединений, становления гражданского общества и плюрализма поведения, но создает благоприятные условия для планирования и реализации разработанных государственными органами программ.

Тем не менее, объективных возможностей для планирования у государства становится все меньше и меньше. Данное противоречие основано на том, что лишь совсем недавно управляющими государственными органами стал осознаваться факт взаимосвязи всех общественных процессов друг с другом и оценки общества как системы, живого организма, органы и составляющие которого неразрывно связаны между собой. Существующий подход к формированию статистической информационной базы не позволяет делать комплексный анализ состояния общества и общественных процессов. С другой стороны, область деятельности органов, формирующих статистическую информацию, до сих пор остается совершенно не урегулированной законодательно. Соответственно, взгляд на статистику, как отражение статичных показателей конкретной области жизнедеятельности общества должен быть пересмотрен как однобокий и односторонний и не отвечающий действительности.

Таким образом, должен быть законодательно закреплены единые порядок, способы и принципы формирования статистической информации (методология статистики), позволяющие не только создать общую картину жизнедеятельности общества, но также делающие возможным сопоставлять и учитывать статистические данные других государств.

При реформировании системы методологии статистики необходимо учитывать те интеграционные процессы, которые активно проходят в мире. Участие России в международных организациях предполагает обмен информацией, единые стандарты, создающие основу для взаимодействия государств и отдельных государственных органов. Такое желанное для России вступление в ВТО не может пройти без приведения методологии статистики России в соответствие с международными стандартами, установленными соответствующими комитетами ООН[1]. Интеграционные процессы, активно пропагандируемые и проводимые Россией в рамках СНГ также предполагают разработку единой методологии в области формирования государственных информационных баз данных. Все эти процессы по реформированию методологии статистики должны проводиться под контролем единого органа, который бы стал гарантом единообразия и сопоставимости результатов проводимых работ.

Действующее законодательство в области статистики.

При мониторинге действующего законодательства РФ складывается следующая картина в области статистики и формирования статистических баз данных: отсутствует федеральный закон, дающий единое понятие статистики, порядка и принципов формирования статистических баз данных. Нормы, регулирующие статистическую деятельности в России, разбросаны по различным нормативным актам, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, хотя согласно п. р) ст. 71 Конституции РФ, официальный статистический учет находится в ведении Российской Федерации. Тем не менее, отдельные субъекты Российской Федерации принимают решения по созданию собственных региональных систем статистической информации[2].

Отсутствие единой государственной политики в области статистики подтверждается также тем фактом, что в Российской Федерации несколько официальных органов исполнительной власти занимаются сбором и обобщением информации. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.02.2001 № 85 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике» на Госкомстат РФ возлагаются функции межотраслевой координации и функционального регулирования в сфере государственной статистики. При этом официальной статистикой в Положении называется только часть государственной информационной базы, связанная с социально-экономической и демографической сферами жизнедеятельности общества. Именно официальная статистика доступна широким слоям населения и заинтересованным лицам и организациям. При этом в Положении не раскрывается, что вкладывает Правительство в понятие «социально-экономическая и демографическая» информация.

О сущности данных терминов можно судить из толкования других норм российского права, разбросанных по различным источникам. Так, например, статистика, связанная с валютными операциями, с денежно-кредитными и ценовыми отношениями, финансовая и банковская статистика, назовем ее «Финансовой статистикой», в силу своих особенностей, формируется, контролируется и координируется не Госкомстатом, а Центральным Банком Российской Федерации. Подтверждение тому можно встретить как в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 4, 56), в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст.9), так и в отдельных ведомственных нормативных актах[3]. При этом ст. 56 упомянутого закона о ЦБ РФ указывает на то, что «финансовая статистика» позволяет проводить анализ состояния экономики РФ в целом и ее отдельных регионов, в чем явно прослеживается противоречие полномочий с Госкомстатом РФ.

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" вводит понятие «внешнеторговой статистики», неотъемлемой частью которой является «таможенная статистика» (ст.25). Статья 28 Закона раскрывает понятие «внешнеторговая статистика», понимая под данным термином совокупность сопоставимых на международном уровне статистических данных по внешней торговле Российской Федерации, собранных на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики Российской Федерации, включая торговые балансы Российской Федерации, и по платежному балансу Российской Федерации, включая статистику ввоза и вывоза товаров, услуг, капитала, ценных бумаг, получения и обслуживания кредитов. Координирующими органами, обеспечивающими разработку единой методологии сбора данных и контроль над формированием баз данных, названы Правительство РФ и ЦБ РФ. Упоминания о Госкомстате РФ в законе не содержится, из чего можно сделать вывод о том, что «внешнеторговая статистика» не относится к «социально-экономической и демографической» статистике и не является официальной государственной статистикой.

Более того, в соответствии со ст. 212 Таможенного Кодекса РФ, таможенная статистика внешней торговли ведется в соответствии с Таможенным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Совершенно неясная картина складывается при чтении ст.30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", где Органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории предоставляется ПРАВО собирать, формировать и публиковать данные о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, а совестно с таможенными органами вести учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные.

 Таким образом, такая важная для государства стратегическая информация о пограничном режиме Государственной границы РФ остается на усмотрении органов Федеральной пограничной службы РФ, поскольку в законе прямо указывается на право, а не обязанность сбора и формирования данного массива информации.

Отсутствие единой методологии формирования статистических данных повлияло на создание самостоятельных отраслей статистических данных по отдельным сферам и территориям жизнедеятельности общества, которые не коррелируют между собой, не сопоставимы, т.к. отсутствуют общие точки приложения и, соответственно, создается невозможность создания единой системной картины жизнедеятельности общества.

Данная проблема была осознана государством еще в 1996 году и была принята попытка устранения противоречий путем реализации Федеральной Целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1410. Несмотря на продление реализации программы до 2001 года до сегодняшнего дня отсутствует единый нормативный документ, в котором бы давалось понятие статистики, принципов и методов формирования статистических данных, ЕДИНЫХ для всех областей и территорий жизни российского общества.

По-прежнему продолжают сосуществовать в едином пространстве России, но параллельно друг к другу несколько сфер статистики с собственными принципами, формами и нормативно-правовой базой. В приведенной таблице приведена классификация видов статистики, сформированная по критерию определения принципов сбора и учета данных в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства. В одних случаях разделение по видам произведено по Координирующему органу, который по закону обладает полномочиями по установлению принципов сбора, учета данных и формированию статистики или по области применения:

Таблица 40 

Сфера

Координирующий орган

Область применения

Нормативная база

Социально-экономическая и демографическая статистика

1

Трудовая статистика

Госкомстат РФ на основании рекомендаций

Международной конференцией статистиков труда.

Федеральный орган исполнительной власти по статистике

Исчисление пенсии, пособия,

Сбор информации об уровне, структуре и динамике затрат, произведенных организациями при использовании наемного труда, учет трудовой миграции

Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. N 76 "Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики"

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении "Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики" (с изм. и доп. от 25 февраля 2000 г.)

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ"  внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ"

Об утверждении Методологических положений о проведении обследования о затратах организаций на рабочую силу

Постановление Госкомстата России от 16.04.2002 N 26

Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией и указаний по их заполнению (Постановление Госкомстата России от 04.09.1995 N 145)

Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения по труду (Постановление Госкомстата России от 05.07.1995 N 86)

2

Статистика образования

Госкомстат РФ и Министерство образования РФ

создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;

Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ

"Об утверждении Федеральной программы развития образования"

Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за образованием на 2001 год (Постановление Госкомстата России от 03.05.2000 N 37)

Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений. Постановление Госкомстата России от 18.04.2002 N 32

3

Статистика ЕГРПО, отдельных отраслей экономики

Госкомстат РФ

Учет предприятий и организаций всех организационно-правовых форм, видов и отраслей деятельности, единообразие форм отчетности по показателям деятельности

Постановление Госкомстата РФ от 27 июля 2001 г. N 54 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2002 год"

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете"Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ"Об информации, информатизации и защите информации"

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ"О сельскохозяйственной кооперации"

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете"

 

4

Статистика потребления

Госкомстат РФ

Статистика об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, прожиточном минимуме.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

 

5

Статистика культуры

Органы государственной власти и управления, Госкомстат РФ

Сбор достоверной информации в области культуры, физической культуры и спорта,

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ»О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3 «О библиотечном деле»

6

Статистика торговли, предоставления услуг, производства работ

Госкомстат РФ

формирование базовой совокупности единиц статистического наблюдения, основным видом деятельности которых являются розничная торговля, общественное питание, оптовая торговля, для организации статистических обследований в области внутренней торговли, связи,

Постановление Госкомстата РФ от 23 ноября 2001 г. N 86 «Об утверждении Методологических положений по созданию и ведению субрегистра торговых организаций на основе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения юридических и физических лиц»

Постановление Госкомстата РФ от 16 октября 2001 г. N 74 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за производством и продажей алкогольной продукции, затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на 2002 год»

Постановление Госкомстата РФ от 17 сентября 2001 г. N 68 «Об утверждении «Методологических положений по наблюдению за тарифами на услуги связи для юридических лиц и расчету индексов тарифов»

7

Экологическая статистика

Федеральный орган исп. Власти в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с Госкомстатом

статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

 

8

Строительная статистика

Госстрой РФ и Госкомстат РФ

Учет в области строительства, градостроения.

Постановление Госкомстата РФ от 29 июня 2001 г. N 48 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2002 год»

Постановление Госкомстата РФ от 21 ноября 2001 г. N 85 «Об утверждении «Методологических положений по наблюдению за ценами на приобретенные строительные материалы, детали и конструкции»

О реализации государственных капитальных вложений в рамках федеральных целевых программ (подпрограмм) и федеральной адресной инвестиционной программы по стройкам и объектам, по которым Госстрой России выполняет функции государственного заказчика Приказ Госстроя России от 23.04.2002 N 62

9

Пожарная статистика

Государственная противопожарная служба по согласованию с Госкомстатом РФ

Учет данных о пожарах

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

10

Статистика Здравоохранения, демографии

Отдел медицинской статистики и информатики Минздрава России, Госэпидем надзор на основании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, совместно с Госкомстатом РФ

Учет в области болезней и здоровья населения, предоставления медицинских услуг, смертности, рождаемости.

Приказ Госкомсанэпиднадзора при Президенте Российской Федерации и Минздрава России N 49/164 от 18.05.92 «Об упорядочении представления статистической отчетности».

Приказ Минздрава России N 244 от 18.10.93 «Об утверждении отраслевой статистической отчетности».

Инструкция по составлению отчета о деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе обязательного медицинского страхования (Постановление Госкомстата России от 06.06.1994 N 59) О медицинских стандартах по планированию семьи Инструкция Минздрава РФ от 26.03.1998 N 06/13-10

Положение о взаимодействии Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России, органов и учреждений здравоохранения и Госсанэпидслужбы России по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Приказ Минздрава России от 20.12.1995 N 131

Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям (Постановление Росстата от 29.06.1999 N 49)

Судебная и криминологическая статистика.

1

Судебная статистика

Министерство Юстиции, Аппараты военных судов и Военной коллегии, Высший Арбитражный Суд РФ, Судебный департамент ВС РФ,

Прокуратура РФ, МВД РФ

обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства

ведение судебной статистики и организация работ по ее ведению в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, военных судах,.

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ

«О военных судах Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ

«Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»

Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»

2

Криминологическая статистика

Министерство юстиции РФ, совместно с ГИЦ МВД

учет правонарушений, преступлений, девиантного поведения, анализ криминологической обстановки

Методические рекомендации по подготовке прогнозов развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Минюста России. (Письмо Минюста России от 31.01.2001 N 18/1/1-38)

Методика криминологического прогнозирования состояния преступности в исправительных колониях УИС (Письмо ГУИН Минюста России от 1 февраля 2000 года N 18/2/4-3)

Внешнеторговая статистика

1

Таможенная статистика, ВЭД, специальная таможенная статистика

Таможенная служба Российской Федерации осуществляет ведение ТН ВЭД СНГ, и специальной таможенной статистики РФ

Тарифное и нетарифное регулирования ВЭД, обмен статистической информацией на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ВТО.

Контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютный контроль, анализ состояния и развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом и для решения иных задач (специальная статистика)

Решение о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств – участников Содружества Независимых Государств (Москва, 9 декабря 1994 г.)

Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (Москва, 3 ноября 1995 г.)

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»

Приказ ГТК России от 28.04.1994 N 180 О методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации

2

Финансовая Статистика

ЦБ РФ

анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Ведение статистики валютных операций, статистики банковских операций, банковской и финансовой статистики

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

3

Статистика МАП

МАП РФ

Формирование информационной базы в области антимонопольного контроля в целях ограничения недобросовестной конкуренции

О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (с изменениями на 2 января 2000 года), О порядке введения в действие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Закон РФ от 22.03.1991 N 948-1

Статистика отдельных сфер жизни общества и государства

1

Страховая статистика

Росстрахнадзор РФ, Минфин РФ по согласованию с Госкомстатом РФ

Сбор и обобщение планов счетов и бухгалтерского учета, показателей страховых операций и отчетности страховщиков

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Закон РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ

2

Ресурсная статистика

Федеральный Фонд геологической информации РФ, Госкомстат РФ, Органы Лесного хозяйства Субъектов РФ

Сбор и обобщение информации о недрах, ресурсах, недвижимости и их пользовании

Закон Российской Федерации «О недрах» (в ред. От 3 марта 1995 г.)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ»О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Лесной кодекс Российской Федерацииот 29 января 1997 г. N 22-ФЗ

Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации

Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 215

О положении о территориальном органе Госкомзема России. Приказ Госкомзема России#S от 29.11.1999 N 94

3

Статистика Пограничной службы

Органы и Войска Федеральной пограничной службы

Учет данных о режиме государственной границы

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»

4

Налоговая статистика

Министерство по налогам и сборам

Учет налогоплательщиков, учет соблюдения налогового законодательства, учет поступлений налогов и сборов, учет оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам. Постановление Правительства РФ#S от 16.10.2000 N 783

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ»О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ»О сельскохозяйственной кооперации»

Налоговый Кодекс РФ часть первая и вторая.

5

Правительственная статистика

Правительство РФ

Учет Драгоценных металлов и драгоценных камней по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении, наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ»О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении»

 

         

Кроме того, весь массив информации, отражающей общественную жизнь, подразделяется на 4 уровня:

Таблица 41

 

Уровень

Координирующий орган

Область применения

Нормативная база

1

Международный уровень ООН

Статистическая комиссия Организации Объединенных Наций (ООН), Международное бюро труда

Труд, безработица, трудоспособное население,

Конвенция о статистике труда от 25.06.1985 N 160 Международный договор от 25.06.1985 N 160

Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде от 22.06.1981 N 155 Международный договор от 22.06.1981 N 155

Конвенция о безработице Конвенция от 29.10.1919 N 2 Международный договор от 29.10.1919 N 2

Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле Конвенция от 11.07.1947 N 81 Международный договор от 11.07.1947 N 81

Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве. Международный договор от 25.06.1969 N 129 Конвенция от 25.06.1969 N 129

Международный уровень СНГ

Статистический комитет СНГ

 

Использование государствами СНГ информации о межгосударственных связях, экономическом положении государств, проводимых экономических реформах, макроэкономических тенденциях, структурных сдвигах в экономике, изменениях в социальной сфере и экологии.

Соглашение о методологической сопоставимости и создании общей статистической базы Экономического союза (Алматы, 10 февраля 1995 г.)

О модельном библиотечном Кодексе для государств - участников СНГ Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17.02.1996 N 7-15

Решение об организационных мерах по реализации решений Совета глав государств от 2 апреля 1999 года по вопросам реформирования СНГ и формирования зоны свободной торговли. Решение Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 16.04.1999 N б/н

2

Официальная государственная статистика (федеральный уровень)

Госкомстат РФ

Наука и инновации, страхование и операции с ценными бумагами, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и культура, здравоохранение, платные услуги, розничная торговля и общественное питание, строительство, оптовая торговля, сельское хозяйство, связь, транспорт, промышленность, природные ресурсы и охрана окружающей среды, цены и тарифы, трудовые ресурсы и занятость населения, демография, ВЭД, общеэкономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Постановление Правительства РФ от 02.02.2001 № 85 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике».

О формах федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, на 2000 год Постановление Госкомстата России от 26.11.1999 N 104

Остальная государственная статистика

Правительство, Таможенный Комитет РФ, ЦБ РФ

Внешнеэкономическая торговля, таможенная статистика, статистика преступности, судебная статистика, оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, энергосбережении и пр.

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»

Методические рекомендации по подготовке прогнозов развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Минюста России. (Письмо Минюста России от 31.01.2001 N 18/1/1-38)

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ»О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении» и др.

3

Региональная статистика (уровень Субъектов РФ)

Правительства Субъектов РФ совместно с территориальными органами Госкомстата РФ в Субъектах РФ

Наука и инновации, страхование и операции с ценными бумагами, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и культура, здравоохранение, платные услуги, розничная торговля и общественное питание, строительство, оптовая торговля, сельское хозяйство, связь, транспорт, промышленность, природные ресурсы и охрана окружающей среды, цены и тарифы, трудовые ресурсы и занятость населения, демография, ВЭД, общеэкономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Распоряжение Правительства Ленинградской области от 21 июня 1999 г. N 236-р "Об утверждении региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 1999 год", Постановление Правительства Ленинградской области от 20 марта 2001 г. N 18 "Об утверждении региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 2001 год";

Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 17 сентября 1997 г. N966-р "О Программе действий Администрации Санкт-Петербурга по развитию статистики Санкт-Петербурга в 1997-2000 гг."

4

Статистика муниципальных образований (уровень местного самоуправления)

Госкомстат РФ

сведения об исполнении местных бюджетов

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

Из анализа информации, приведенной в таблице, очевидно, вытекает вывод о том, что формирование информационной базы данных в России совершенно разрознено и даже при всем желании исследователя, обобщение информации в единую систему не представляется возможным.

Другая сторона вопроса – это достоверность представляемой в координирующие органы информации. Любая обязанность, возложенная на лицо государством, какой является и предоставление информации в государственные органы, формирующие статистические базы данных, не может считаться обязанностью, если не будет поддерживаться государственной силой принуждения и угрозой наказания. Закон РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предусматривал предоставление должностным лицам государственных органов статистики права наложения штрафов на должностных лиц и руководителей организаций и предприятий за непредставление статистической отчетности или предоставления ложной информации.

В законе нет указания на возможность наложения взыскания на должностных лиц государственных органов за нарушения сроков отчетности и ложную информацию, на которые законодательством РФ возложена обязанность предоставлять информацию. Таким образом, санкция нормы права об ответственности за нарушение сроков отчетности и предоставление ложной информации не предусматривает в качестве субъекта такого правонарушения должностных лиц государственных органов и иных лиц, занимающих руководящие должности в государственных органах. Соответственно, у государства отсутствовала даже возможность принудить государственных служащих предоставлять информацию в государственные органы, формирующие статистические базы данных.

Такая же недосказанность существовала и в отношении органов, которые имели право рассматривать дела о нарушении правил предоставления статистической информации – такая функция возлагалась законом на руководителей Госкомстата РФ и территориальных управлений Госкомстата РФ. НО, как видно из приведенной выше таблицы, органы Госкомстата формируют и контролируют лишь сбор и формирование социально-экономической и демографической информации. Нормы об ответственности за нарушение формирования других видов статистика разбросаны по тем нормативным актам, которые регулируют деятельность органов, координирующих формирование соответствующего вида статистики, где принципом формирования ответственности и определение наказания за нарушение являются общие нормы ответственности за нарушение норм соответствующего акта. Так, например, нарушение обязанности по предоставлению таможенной информации считается нарушением таможенных норм, и ответственность определяется по нормам и принципам Таможенного права.

Ситуация с многочисленными нарушениями правил предоставления статистической информации немного улучшилась после 1 июля 2002 года – с отмены большей части рассматриваемого выше закона и даты вступления нового Кодекса об Административных правонарушений, где правонарушениям в области статистики посвящено две статьи: 13.19 и 23.53. В терминологии законодатель избежал конкретизации по субъектам статистических правонарушений – указание предельно обобщено до лиц, обязанных предоставлять информацию и руководителей государственных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области государственного статистического учета и руководителей территориальных органов, управомоченных рассматривать такие административные дела. Значительно увеличился по сравнению с прежним порядком размер административного штрафа: с вилки от 8-10 МРОТ до вилки 30-50 МРОТ за нарушение порядка предоставления статистической информации.



[1] Данный процесс уже начат, однако он затронул лишь две сферы жизнедеятельности общества: труд и ВЭД. .

[2] Распоряжение Правительства Ленинградской области от 21 июня 1999 г. N 236-р "Об утверждении региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 1999 год", Постановление Правительства Ленинградской области от 20 марта 2001 г. N 18 "Об утверждении региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 2001 год"; Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 17 сентября 1997 г. N 966-р "О Программе действий Администрации Санкт-Петербурга по развитию статистики Санкт-Петербурга в 1997-2000 гг."

[3] Письмо Госкомстата России от 07.06.1996 N 7-2-13/430 «О возникших методологических сложностях заполнения банками формы N 1-ИВ из за особенностей статистики валютных операций в системе банков»


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ