Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА




Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) — экспертная и проектно-аналитическая организация, созданная в мае 2000-ого года для изучения и разработки технологий управления развитием. В настоящее время ЦСИ представляет собой сетевую структуру, объединяющую ряд Центров стратегического планирования в регионах округа, гуманитарных институтов, проектно-аналитических групп и независимых экспертов, привлекаемых для обсуждения проблематики развития (на страновом, региональном и муниципальном уровнях) и поддержания проектно-стратегической готовности к развитию.

Аналитические записки и рекомендации ЦСИ постоянно используются аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе в стратегической компоненте его деятельности. Среди них следует особо выделить тщательный анализ процессов:

· новой регионализации (складывания новых торгово-хозяйственных, этно-конфессиональных и социокультурных целостностей);

· пространственного развития;

· формирования социального капитала (повышения потенциальной и актуальной общественной связности);

· и инновативного потенциала округа (проявленной способности к конкурентному развитию).

ЦСИ организовал и провел серию "штабных" организационно-деятельностных игр аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, в ходе которых уточнялось планирование его деятельности;

- разработал и постоянно консультировал осуществление крупномасштабных проектов округа:

· "Культурная столица Поволжья" (Ульяновск-2001, Киров — Нижнекамск — 2002, Чебоксары — 2003, Ижевск — Димитровград — 2004);

· "Ярмарка социальных и культурных проектов" (Пермь — 2001, Саратов — 2002, Нижний Новгород — 2003);

· Форум "Стратегии регионального развития" (Самара — 2001, Пермь — 2002, Казань — 2003, Киров — 2004);

· "Нижний Новгород — столица округа" (2003 — 2004);

· "Открытый университет" (Чебоксары — 2003, Ижевск и Казань — 2004).

- принял участие в разработке ряда направлений политики государственного строительства: кадровой, промышленной, инновационной, конфессиональной, миграционной (натурализационной), региональной, образовательной, социальной (в частности, по проблемам бедности и детства).

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ЛИНИИ ЦСИ ПФО

СЕРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ "ГЛУБИННАЯ РОССИЯ"

За счет взаимодействия с научными и учебными центрами округа ЦСИ провел масштабную серию исследовательских экспедиций (свыше 180 малых городов и поселков), а также серию аналитически-проектных семинаров в 6 регионах округа: Кировской, Оренбургской, Ульяновской областях, Мордовии, Татарстане, Чувашии. Был проведен тщательный анализ нового приграничья — системы расселения, образа жизни, перспектив приграничного сотрудничества в зоне государственной границы с Казахстаном.

Впервые в России была собрана и обработана детальная информация об уровне и качестве жизни в малых поселениях округа. Высокий уровень дифференциации в которых оказался в прямой зависимости от качества управленческих команд на местах.

Одним из итогов проведенных исследований стала монография "Глубинная Россия: 2000 — 2002", вышедшая под редакцией научного руководителя ЦСИ ПФО В.Л.Глазычева, в которой демонстрируется становление нового стиля жизни и нового типа руководства во всем многообразии и противоречивости опыта последнего десятилетия трансформации России.

ЕЖЕГОДНЫЕ ДОКЛАДЫ ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Стремясь к открытости управления развитием в гражданском обществе и государстве, ЦСИ представляет результаты своей текущей деятельности в виде ежегодных публичных докладов Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко.

2000 год — "На пороге новой регионализации России". Доклад посвящен теме новой социально-экономической регионализации страны, разворачивающейся поверх ее административного деления на субъекты Федерации;

2001 год — "Государство. Разграничение полномочий" (или "Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности"). Доклад посвящен основаниям распределения полномочий между ветвями и уровнями власти и включает в себя анализ эффективности деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти;

2002 год — "Государство. Антропоток" (или "Развитие государственности в ситуации демографической трансформации", доклад, являющийся аналитической картиной совокупности миграционных процессов в условиях сжатия демографического потенциала страны в ситуации новой геокультурной трансформации мира;

2003 год — "Государство. Национальная инновационная система". Доклад посвящен проблемам формирования новых принципов промышленной политики и национальной инновационной системы применительно к "узлам" и инфраструктурам развития округа (страны);

2004 год — "Россия. Пространственное развитие". Доклад посвящен выявлению реального пространственного каркаса развития страны, включая узлы опережающего роста и связи между ними, прочитываемые в глобальном экономическом контексте.

ФОРУМ "СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"

Форум проходит в Приволжском федеральном округе с 2001 года и ежегодно собирает более полутысячи представителей региональной и центральной власти, бизнеса и гражданского общества для обсуждения ключевых вопросов регионального развития в режиме неформальных встреч.

Целями и задачами форума являются:

· обсуждение приоритетных направлений и обоснование эффективных стратегий устойчивого регионального развития в ХХI веке; ознакомление представителей органов исполнительной власти, бизнес сообщества, СМИ с международной и российской практикой разработки и реализации стратегий регионального развития;

· содействие инициированию и реализации проектов в области регионального развития с учетом влияния глобализирующегося мира;

· поиск новых подходов и инструментов для повышения продуктивности сотрудничества властей, бизнес сообщества и некоммерческого сектора для стимулирования регионального развития;

· коллективный поиск новых ресурсов развития;

· повышение культуры стратегического планирования администраций областей (республик) и муниципальных образований;

· содействие повышению роли и места института федеральных округов в долгосрочной стратегии социально-экономического развития России;

· повышение согласованности разработки стратегий развития на федеральном, окружном, региональном и муниципальном уровнях.

На настоящий момент форум "Стратегии регионального развития" состоялся в Самаре (2001), Перми (2002) и в Казани (2003), где работа и дискуссии были развернуты в рамках темы "Конкурентоспособные регионы = конкурентоспособная Россия". Ключевой темой обсуждения на площадках форума, который пройдет в Кирове в 2004 году, станет тема развития депрессивных территорий и выработка стратегий преодоления бедности.

ПРОГРАММА "КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ"

Концепция Культурной столицы, активно реализуемая в Европе на протяжении 20 лет, была трансформирована с учетом российских условий и впервые опробована в 2001 г. в Ульяновске. Главной задачей программы была активизация культурного сообщества в городе, где царило уныние после десяти лет существования в своего рода "заповеднике социализма".

Сейчас, по прошествии трех лет можно утверждать, что оживление культурной жизни в Ульяновске состоялось. Умножилось число художественных галерей, резко модернизировалась деятельность музеев.

На основе опыта Ульяновска программа Культурной столицы приобрела организационную надстройку в виде общественного Совета программы. Были отработаны правила подачи заявки на конкурс городами округа — при этом одним из ключевых критериев конкурсного отбора стало обязательство городских администраций осуществить трехчастную схему финансирования: из городского бюджета, регионального бюджета и привлеченных спонсорских средств.

Конкурс 2002 г. принес успех одновременно двум городам: Кирову и Нижнекамску. В Кирове программа и включенный в ее состав Марафон культурных событий существенно обогатили разнообразие культурной жизни города, привнеся в нее весь диапазон творческих направлений — от классики до остро авангардных театральных работ и выставок. В результате проведения Культурной столицы руководство ее территориальной дирекции настолько доказало свою эффективность, что городская администрация назначила директора программы на должность начальника управления культуры. В Нижнекамске, где ранее жители практически не были знакомы с современным искусством, одним из результатов стало решение городской администрации оставить ряд временных художественных композиций на улицах города в качестве постоянного его украшения. Удалось соединить события Культурной столицы и традиционный праздник Сабантуй.

Конкурс 2003 г. принес успех Чебоксарам, где программа была качественно расширена. Усложнились формы Марафона культурных событий, охватив как массовые (джаз-фестиваль на набережной с десятками тысяч участников), так и более камерные явления (регулярные концерты в здании городского вокзала). В результате договоренности дирекции программы и МПС опыт чебоксарского вокзала был широко подхвачен по стране. Марафон дополнился объемной архитектурно-дизайнерской программой: на ряде творческих семинаров были выполнены проекты реконструкции ряда ключевых узлов городской среды. Важно, что в работу удалось втянуть вузы других городов округа — дипломники архитектурно-строительных академий выполнили проекты для Чебоксар. К организации Культурной столицы в Чебоксарах активно подключился Союз российских дизайнеров. По результатам Культурной столицы городская администрация ввела должность главного дизайнера города.

В рамках программы на базе Чувашского государственного университета был запущен проект "Открытый университет", возродивший российскую традицию открытых публичных лекций.

По результатам Культурной столицы Президентом Чувашской республики был издан указ, утвердивший как создание постоянной дирекции программы, так и расширение ее на все районы республики. На каждый рубль, выделенный из городского и регионального бюджета, удалось привлечь до 30 рублей спонсорских взносов.

Конкурс 2004 г. вновь дал равные шансы двум городам, и на роль Культурной столицы были избраны столица Удмуртии Ижевск и Димитровград Ульяновской области. В обоих городах, наряду с программами Марафона культурных событий, расширяются и углубляются архитектурно-дизайнерская и университетская линии.

В Ижевске партнером программы выступил "Ижевский экспертный клуб", на семинарах которого общественно-культурная жизнь города была подвергнута серьезному анализу и сделан шаг к позитивной программе сотрудничества с городской администрацией. Продолжено взаимодействие с профессиональными сообществами Казани, Кирова и Чебоксар. Предпринята попытка включить в решение городских проблем старшекурсников всех вузов города Ижевска. В Димитровграде такая же программа осуществляется в несколько меньшем масштабе в связи со статусом среднего по размерам города.

ПРОЕКТ "ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Целью данного проекта является восстановление статуса регионального университета как лидера интеллектуальных разработок в контексте задач территориального и государственного развития.

Данный проект продолжает комплекс работ, начатых Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа в 2000 году и ориентированных на эффективное использование гуманитарных ресурсов для решения задач пространственного, социального и гуманитарного развития.

Проект "Открытый университет" начал развиваться в рамках мегапроекта "Культурная столица" в 2003 году на базе Чебоксарского государственного университета. Уже тогда стало ясно, что использование университетской площадки способствует более эффективной концентрации интеллектуальных ресурсов региона, а также содействует более масштабному обсуждению вопросов, имеющих отношение к проблематике развития и реформирования социальных инфраструктур Федерации и местных сообществ.

Текущий этап развития проекта разворачивается по двум самостоятельным сценариям на базе Казанского и Ижевского государственных университетов.

Конкретные работы предусматривают проведение серии проблемных обсуждений по актуальным темам современной общественно-государственной федеративной повестки дня. В их ряду: важные вопросы, связанные с государственными реформами в таких сферах, как: социальная и образовательная политика, государственное административное управление, политика пространственного и городского развития, инновационная и промышленная политика, миграционная и демографическая политика, кадровая политика, этноконфессиональная и культурная политика, а также ряд других политик. Предполагается, что суммарный интеллектуальный ресурс университетского сообщества способен позитивно повлиять на систему принятия решений в соответствии с идущими реформами в области государственного и регионального управления.

Данный проект нацелен на внесение публичности в процесс принятия решений. Кроме того, на наш взгляд, университет является оптимальной коммуникационной площадкой для обсуждения интересов, целей и подходов различных групп, участвующих в процессах реформации российского общества, и в целом способствует межведомственной и кросс-федеративной синхронизации реформ.

Предприняты практически шаги к преобразованию проекта "Открытый университет" в сетевую программу — с широким использованием интернет-технологий и охватом пяти — семи университетских центров округа.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ "ГОСУДАРСТВО. ГРАЖДАНСТВО. АНТРОПОТОК"

От решения задач в области натурализации, миграции, демографии во многом зависит геокультурное, геоэкономическое, геополитическое будущее России. ЦСИ ПФО с 2001 года активно работает в указанных областях.

В 2002 году ЦСИ ПФО был подготовлен аналитический доклад Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко «Государство. Антропоток», посвященный развитию государственности в условиях снижения демографического потенциала страны на фоне возрастающего давления антропотока и смены геокультурной парадигмы. Инновационным решением можно считать форму публичной подготовки доклада, которая позволила включить в процесс обсуждения и выработки решений более пятидесяти специалистов, ученых и экспертов.

В рамках презентации доклада в каждом из субъектов ПФО были проведены встречи аналитических групп с представителями силовых ведомств, административными и академическими элитами, лидерами общественных организаций (в т.ч. переселенческих), СМИ, студентами региональных вузов. Состоялись научно-практические семинары по темам доклада, в частности, межокружной экспертный семинар совместно с аппаратом Центрального федерального округа и экспертный семинар совместно с правительственной комиссией по миграционной политике во главе с Министром РФ В. Ю. Зориным.

В последующие годы исследования ситуации в Приволжском округе, окружных субъектах Федерации и отдельных районах ряда субъектов Федерации продолжились; ситуация в округе соотносилась с ситуациями в других округах и стране в целом. Так, например, был проведен (совместно с аппаратом Главного федерального инспектора Оренбургской области, Гете институтом и Приволжским гуманитарно-теологическим институтом) российско-германский учебный семинар для представителей СМИ по освещению темы мигрантов на российском и германском ТВ.

В 2002—2003 гг. ЦСИ ПФО издавался интернет-альманах «Государство и антропоток». В рамках альманаха было уделено внимание разработке таких тем, как миграционные процессы, проблемы идентичности, демографический баланс, национальное и национализм, проблемы гражданства и перспективы натурализации, политическое прогнозирование.

По результатам обсуждений доклада «Государство. Антропоток» были подготовлены предложения по упорядочиванию ситуации в сфере государственного управления процессами иммиграции и натурализации, обобщенные в аналитической записке полномочному представителю президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе «Предложения по улучшению системы государственного управления процессами иммиграции и натурализации».

В 2003 году был выпущен компакт-диск с собранными и обработанными материалами проекта «Государство. Антропоток», в том числе всеми выпусками альманаха, аналитическим докладом, соответствующими законодательными документами Российской Федерации и стран СНГ.

С 2004 года по настоящее время ЦСИ ПФО издает интернет-альманах «Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды». Выпуски альманаха посвящены российской, мировой, европейской, американской дискуссиям по вопросам (им-)миграции, организационному устройству и стратегиям иммиграционной политики; в них публикуются аналитические статьи ведущих российских и зарубежных экспертов, представляются новые книги, а также действующее законодательство.

ЦСИ тесно сотрудничает с Федеральной миграционной службой России. Эксперты центра входят в состав рабочих групп по выработке миграционного кодекса, разработке проекта концепции государственной миграционной политики.

Летом 2004 года ЦСИ ПФО совместно с Федеральной миграционной службой России провели широкомасштабный экспертный опрос «Ключевые проблемы в области миграционной политики Российской Федерации». В опросе приняли участие ведущие ученые, эксперты, политики, специалисты в данной области. Географически экспертный опрос охватил практически всю Россию — от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Итоги опроса и перспективы институционализации выводов исследования обсуждались, в частности, в рамках мероприятий, проводимых Международной организацией по миграции (МОМ), Центром миграционных исследований, Академией управления МВД России.

Весной 2005 года эксперты ЦСИ приняли участие в подготовке доклада «Демографический кризис как угроза для трудового потенциала и экономики России: пути преодоления», работа над которым велась рабочей группой Совета по конкурентоспособности при правительстве РФ, возглавляемой сопредседателем «Деловой России» Е. Л. Юрьевым и министром регионального развития В. А. Яковлевым. Были подготовлены разделы, касающиеся различных аспектов миграционного феномена и первоочередных направлений и мер внешней миграционной политики.

ЦСИ ПФО совместно с департаментом регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ инициировали создание рабочей группы по миграционной, демографической политике и трудовым ресурсам. Основной целью группы, созданной в 2005 году в рамках Межведомственной комиссии по разработке стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, стала разработка институтов и механизмов повышения пространственной мобильности населения.

ЦСИ ПФО осуществляет опытные разработки в области иммиграционно-натурализационной инженерии. Так, им создана концепция иммиграционно-натурализационных каналов, которая позволяет за счет инженерных решений в области институционального строительства регулировать миграционный процесс, формируя поток согласно заданным характеристикам. В концепции определены параметры, организационное и инфраструктурное обеспечение функционирования разных иммиграционных каналов, предложен нормативный инструментарий, описаны институты, занятые в обслуживании канала и механизмы рекрутинга и социокультурной переработки. Также предложена система индикаторов оценки и мониторинга реализации иммиграционно-натурализационной программы.

ЦСИ сотрудничает с ведущими общественными и научными организациями, работающими в области демографии и миграции. Эксперты Центра активно участвуют в дискуссиях, круглых столах, конференциях, проводимых Международной организацией по миграции (МОМ), Центром миграционных исследований (ЦМИ), Центром демографии и экологии человека (ЦДЭЧ), организуют семинары со студентами Института управления миграционными процессами.

В 2005 году ЦСИ осуществил исследование «Адаптационные стратегии мигрантов». Серия глубинных интервью, проведенных на территории ПФО с иммигрантами, руководителями миграционных и паспортно-визовых служб, местными жителями, позволяет выработать рекомендации будущим иммигрантам по выбору адаптационной стратегии, а также обосновать предлагаемые изменения в миграционном законодательстве.

В октябре 2005 г. совместно с Фондом «Наследие Евразии» ЦСИ ПФО представил доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития», в котором авторы доклада знакомят читателя с разработанной ими концепцией иммиграционно-натурализационных каналов. В приложениях к докладу опубликованы работы по вопросам классификации механических движений населения и получения гражданства в странах СНГ.

В настоящее время ЦСИ ПФО ведет исследования в области экономической и учебной иммиграции, натурализационных стратегий, иммигрантского ремиттанса, а также в областях, связанных с проблемами пространственного и антропологического развития.




КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Офис в Москве: 119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, офис 800, тел./факс (095) 433-25-62,

e-mail: info@archipelag.ru


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ