Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Государство и антропоток

Вступительное слово редактора РА

РА приступает к публикации серии материалов, посвященных актуальным проблемам политики в области миграции, гражданства и идентичности под общим заглавием «Государство и антропоток». Мы будем помещать материалы данной серии в предположительно еженедельных выпусках. В первой части выпуска будут публиковаться статьи и интервью, созданные специально для РА, во второй — отобранные редакцией материалы из отечественной и зарубежной литературы, а также из текущих периодических изданий. В ближайшем выпуске мы также предоставим вниманию посетителей сайта информацию о научных и общественных центрах России, специализирующихся по вопросам миграции и гражданства, а также краткий обзор Интернет-СМИ, выпускающих в свет работы по данной тематике.

Существенным аспектом нашей деятельности станет освещение политики зарубежных стран в области управления миграционными потоками, а также изложение доступных нам зарубежных исследований по этим вопросам. Мы надеемся на сотрудничество с РА известных отечественных специалистов по проблемам миграционной политики: социологов, политологов, экономистов и этнографов.

Мы сознательно не ограничиваем себя представлением какой-то одной — либеральной или консервативной — позиции по вопросам миграционной политики, стремясь сохранить при их обсуждении максимально возможный плюрализм. Ведь разговор пойдет не больше, не меньше как о самом бытии России как нации и для того, чтобы прийти в ходе этого разговора к каким-то содержательным, небанальным выводам, нужно — по крайней мере, предварительно, методологически, — отречься от идеологических предубеждений — либеральных, космополитических или патриотических.

События 11 сентября заставили весь мир взглянуть по–новому на вопросы миграционной политики, отказавшись от излишнего либерального благодушия. Стало ясно, что процесс сближения разных наций и разных миров не может протекать бесконфликтно и беспроблемно. Более того, этот процесс окажется неизбежно разрушительным для мирового порядка в случае дальнейшего размывания социокультурных основ государств, принимающих иммиграционный поток. Однако возникает вопрос о том, как можно определить, мысленно зафиксировать сами эти основы для западного мира, и для нашей страны. Мы решили задать вопрос на эту тему ряду видных экспертов, размышляющих на темы культурного и политического развития современных государств, предложив им сказать несколько слов также о перспективах политики иммиграции и натурализации в России и мире. Первые полученные нами ответы мы помещаем в настоящем выпуске. Мы рассчитываем на то, что к дискуссии присоединятся и посетители нашего сайта, от которых мы ожидаем кратких или развернутых ответов на следующие вопросы:

1. После событий 11 сентября в некоторых европейских странах (Дания, Великобритания) были реализованы меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики и процесса предоставления гражданства. Как Вы полагаете, обоснована ли в свете последних событий политика ужесточения иммиграции, будет ли она способствовать безопасности государств, подвергающихся нападениям со стороны мирового терроризма?

2.Соотносим ли, на Ваш взгляд, нынешний размах миграционных процессов на земном шаре с приоритетами устойчивого развития? Можно ли контролировать данные процессы?

3. Что Вы думаете о возможном направлении натурализационной политики в России? Должен ли быть облегчен процесс предоставления гражданства для 1) этнически русских, проживающих за пределами РФ; 2) бывших граждан Советского Союза; 3) беженцев из горячих точек на территории СНГ; 4) представителей различных волн российской эмиграции и их потомков; 5) людей, родившихся на территории России?

4. Должна ли, на Ваш взгляд, миграционная политика включать в качестве одной из своих задач сохранение социокультурного ядра России (российского государства как особого социокультурного организма)? Если да, то как можно охарактеризовать данное социокультурное ядро?

5. Может ли Россия стать иммиграционной страной, т.е. государством, проводящим активную иммиграционную политику? Нуждается ли наша страна в привлечении трудовых ресурсов, способных возместить потери в численности населения?


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ