Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад:статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Исторические типы СК-переработки

Сергей Градировский, Татьяна Лопухина

/СК = социо-культурный; СКС = социо-культурная система; СКср = социо-культурная среда; СКО = социо-культурное образование — понятийный ряд теории СК-систем /

СК-преобразование и СК-переработка — две неразделимые формы фундаментального процесса освоения. Различие этих форм заключается в том, что СК-преобразование есть форма работы с территорией (пространством, ландшафтом), а СК-переработка — с населением (включая коллективные формы сознания и бессознательного).

Процесс освоения — тип культурно-политической и хозяйственной деятельности, вызванный практическими задачами СК-преобразования пространств контроля. Процессы освоения сопровождаются формированием антропотоков: процессами изменения численности и состава тех или иных социумов1.

Освоенческая политика — рационализация (в вербализованных формах) процесса освоения, выполняемая элитами того или иного субъекта Истории.

В настоящей работе мы не рассматриваем типологию СК-преобразований.

* * *

Выделим типы СК-переработки населения (общественных институтов, социальных структур, коллективных форм сознания и бессознательного): ассимиляция, аккультурация, прокультурация, неокультурация, резервация /консервация/, метисация и СК-аннигиляция, а также интеграция, кооптация, натурализация и адаптация. К крайней форме СК-переработки отнесем геноцид (который может сопровождаться / выражаться и в организации вынужденных, или репрессивных, миграционных потоков — депортаций).

Ассимиляция (от лат. assimilatio) — переработка до стадии утраты культурной инаковости (специфичности) нации или этнической, конфессиональной, какой-либо иной группы2; считается, что противостояние этому механизму составляет суть национального сопротивления, в связи с чем вспоминается совет известного природо— и народолюба Жана-Жака Руссо полякам после первого раздела Польши: «Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, — постарайтесь хотя бы, чтобы вас не могли переварить».

Если раньше любой этнограф «считывал» этнические особенности, в первую очередь обращая внимание на жилище—пищу—одежду, то сегодня (прибегнем к популярной номинации «в век глобализации») именно эти материально-культурные особенности подвергаются наибольшей унификации (особенно в рамках одной СК-системы). Следовательно, специфика этнических групп в современном мире удерживается исключительно в пределах духовной культуры — см. языковой, религиозный, онтологический (система представлений о мире), гносеологический (характер познания мира, мышления, сознания) аспекты.

Аккультурация — дву-(мульти-) культурность, достигаемая в результате усвоения новой культуры в добавление к первоначальной; традиционно определяется (англ. acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) как процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа3.

Аккультурация часто проявляется как временная форма, никоим образом не ведущая к ассимиляции. Яркий пример — диаспоры т.н. «диаспорных народов» (в частности евреев) или современная китайская диаспора в Америке. Другой пример — индийская колониальная элита, стремящаяся получить образование в метрополии — Великобритании, или недавний пример армян в Советском Союзе: время Союза вышло, и армяне немедленно восстановили в Армении моноэтничность, монокадровость и т.д., хотя элементы прокультуративности сохранились (в том числе пока еще удерживает свои позиции русский язык). Скорее всего, теперь армяне будут пытаться воспользоваться несколькими мега-культурами — русской, французской и англо-американской — для сохранения своего участия как в международной политике и бизнесе, так и в науке.

Следует помнить, что аккультурации подвергаются диаспорные / анклавные образования и культурно-вассальные территории (в отношении них, как мы понимаем, этот термин и родился), а также население государственных образований СК-сред при контактах с СКС (в случае их комплементарности: Армения—СССР или Израиль—Запад, слабее Япония, Южная Корея—Запад), а прокультурации — народы на своей культуро— /народо-/ порождающей территории.

Прокультурация — вписывание малой (более слабой) культуры в рамочную, как правило, культуру-доминанту данного СК-образования; рамочные культуры (такие, как русская, англосаксонская, арабская, ханьская, ряд других) назовем прокультурантами; культуры, подвергаемые прокультурации (входящие в пространство другой культуры), — инкультурантами. Данные отношения могут носить культурно-вассальный характер.

В ситуации, когда наблюдается действие комплементарной культуры-доминанты, ассимиляция (т.е. разотождествление до потери национального сознания) инкультурационной культуре не грозит. Это значит, что прокультурация возможна исключительно в лоне комплементарной политики. Если бы комплементарная политика была исключительным достоинством России, не доступным другим СКО, то прокультурация — как понятие и социальный механизм — была бы характерна исключительно для российского культурного поля, но на деле это не так4.

В чем различие аккультурации и прокультурации? Аккультурант включается в лоно другой культуры, дополняя свой первичный культурный потенциал новым, инкультурант вписывается в более емкое и явно доминирующее пространство новой культуры. Билингв всегда либо инкультурант, либо аккультурант (при этом инкультурант использует «родной» язык исключительно как средство бытового общения, в то время как аккультурант может — и с удовольствие это делает — мыслить, работать, творить на обоих языках5).

Если доступ к знаниям, богатству (посредством делового успеха) и абсолютным смыслам лежит вне национальной культуры, происходит полная прокультурация; если задействован один, два канала — частичная. Аккультурация означает равенство обеих культур. Пример — итальянцы, китайцы или русские в Америке. Однако выход в большую науку и большой бизнес для всех них возможен только через пространство английского языка и принятие норм определенной культуры. В этом смысле бизнес-элиты многих стран мира добровольно прокультурационны американской деловой культуре, так же как мусульманские богословские элиты прокультурационны арабской культуре, языку Пророка и Писания, а значит — богослужения. Индия выходила свою элиту в прокультурационном режиме, который она во многом сохранила, даже избавившись от британской колониальной зависимости.

Резервация — консервирование социо-культурных различий с исключением внутри данного образования таких процессов, как развитие, эволюция и им подобных6.

Резервационная модель (а) не предполагает трансляции собственных стандартов; (б) выход “в свет” субъектов заканчивается только ассимиляцией и не обратим по причине отношения общины к ним как к предателям и страха общины перед “вирусом” всяких новаций, с одной стороны, а с другой — в силу абсолютности принятия, перехода на новые стандарты; (в) собственно есть пауза — привал, караван-сарай — на пути к ассимиляции, обманчивый механизм замедления времени; (г) как правило, имеет место на слабо освоенных, мало заселенных территориях пионерного освоения (для России это Север, Кавказ, ряд других горных районов, например, Алтай; для Северной Америки — Север, Аляска и срединные штаты; для Китая — Тибет и труднодоступные районы Уйгурии).

Гетто, внешне схожее с резервацией, по сути является формой самосохранения, но доступна эта форма только социо-культурным средам.

Все три последние формы СК-переработки — аккультурация, прокультурация и резервация — могут в конечном итоге вести к ассимиляции; в этом случае они по сути являются формой «отложенной» ассимиляции, своего рода ассимиляционной паузой. В отношении аккультурации и прокультурации это не обязательное правило, более того и аккультурация для диаспорных образований (анклавов, СК-сред), и прокультурация для малых народов — это всегда шанс самосохранения, который они в состоянии реализовать. Почему так происходит не всегда? И какие стратегии, ошибочно выбранные в качестве приоритетных, приводят в обратному результату?

Прокультурация и аккультурация — это доступ к дополнительным ресурсам развития и для культуры-доминанты за счет увеличения в своем составе различного, другого (увеличение гетерогенности), и для культуры-субдоминанты (в резкой формулировке «вассала») как действенный способ самосохранения и развития в новых условиях. (Разная у таких культур судьба; например, украинская культура или тюркская — субдоминанты, чего не скажешь о культуре вепсов, зырян или ногайцев).

Однако процесс освоения приводит к еще одному типу СК-переработки, закрепляющему то или иное пространства за СКС, — неокультурации, генерирующей новую культурную общность, «новый народ». Яркие тому примеры — казачество или новороссийский субэтнос, составивший Новороссию, или Америка для Западной СКС. Новая культурная общность вырабатывает специфические формы хозяйствования, собственный говор (диалект); у него, как правило, лучшие показатели с вольницей и детородностью, а значит — с естественным приростом (например, данные по Новороссии: в 1881-90 гг. коэффициент естественного прироста в Новороссии составил почти 20%, тогда как на Северном Кавказе — 19%, в России — 12,5%, в империи в целом — 14,5%; в 1891-1900 гг. в Новороссии — 20,6%, в украинской ее части — 24,7%, на Северном Кавказе — 19%, в России — 13,9%, в империи в целом — 14,5%7). Новая культурная общность может образовать собственную государственность (и этот механизм Западная СКС использовала в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) или слиться на следующем этапе освоения с остальным населением.

Советский народ — яркий пример масштабной и впечатляющей попытки неокультурации. И не важно, что сей народ ушел в небытие, его реальность (и его миф) проявилась в конкретных освоенческих программах XX века.

Таким образом, неокультурация — порождение новой культурной общности в составе того или иного СК-образования. Часто это вынужденная (в каком-то смысле естественная) политика СКО, учитывающая ландшафтные, климатические и иные условия отдаленных территорий (которые диктуют иной тип хозяйственного освоения).

Метисация — (термин предложен Львом Гумилевым8) переходная форма, нестойкая, существует до тех пор, пока осуществляется пополнение временного («буферного») сообщества новыми метисами; характеризуется смешением традиций этносов, рас (культуры исхода) и форм, порожденных новой ситуацией, памяти о предках и новыми смутными образами.

Гумилев считал, что данный вариант наблюдается довольно часто. Потомство таких экзогамных браков либо ассимилируется в третьем-четвертом поколениях (причем в большинстве случаев выбор осуществляется в пользу культуры-доминанты, но в части случаев возможно и предпочтение вассальной культуры), либо распадается на отцовскую и материнскую линии (и приводил впечатляющий тому пример из османской истории).

После прохождения процедур аккультурации и/или прокультурации «принятие решения» о метисации не представляет моральной проблемы.

Расовая метисация (ситуация особая) имеет отношение к генезису СК-образований, свидетельствуя о раннем этапе его формирования; расово-метисное население — это часто антропологическая основа нового СКО (современные примеры — Латинская Америка, особенно Карибы; исторические — удельная Русь, Арабский халифат и Индия в череде контактов с кочевниками-монголоидами, в доисторические времена — приход ариев на Индостан и мн. др.).

Аннигиляция (СК-аннигиляция) — взаимоуничтожение сообществ, в результате которого высвобождается энергия, порождающая новый этнос9. Данный тип Л.Гумилев считал главным вариантом этногенеза.

СК-аннигиляция отличается от неокультурации тем, что последняя генерируется в структуре («теле») определенного эволюционирующего СКО и не приводит к уничтожению «родительской» культуры.

* * *

Четыре других понятия, относимых нами к типам СК-переработки, — натурализация, интеграция, кооптация и адаптация. В первых трех случаях речь идет о СК-безопасности принимающего СК-образования, в последнем — о его гуманистичности.

Натурализация — процедура приобретения гражданства. Как правило, сопровождается выдвижением определенных требований к лицу, подвергаемому данной процедуре, смысл которых — сделать данное лицо безопасным для принимающего сообщества (государства). С помощью такой процедуры государство отчасти в состоянии регулировать миграционное давление10.

Интеграция - процесс (политика) комплементарного включения целых народов (групп), в то время как кооптация - политика комплементарного включения конкретных социальных групп и членов, как правило, элит. При этом вопрос о кооптации обычно возникает в ситуации расширения границ государства, присоединения (аннексии) новых земель и, как следствие, новых народов, тогда как вопрос об интеграции, особенно в современном мире, встает в связи с наличием иммиграционного и репатриационного давления. .

Под адаптацией обычно понимают «мягкие» техники включения в принимающий социум (культуру). Если интеграция и кооптация носят функциональный характер, то адаптацию скорее можно отнести к психотерапевтическим процедурам.

P.S.

Изложив типологию, в послесловии предложим наше видение генезиса СК-переработки:
— установление межэтнического контакта (что дает начало крайне осторожному культурному обмену / потреблению);

— становление многочисленных, многотипных и многоуровневых контактов;

если между культурами нет колоссального разрыва — когда сам контакт оказывается разрушительным для слабой, чаще всего примитивной и, как следствие, беззащитной культуры, — оба первых шага имеют в качестве своего результата культурное взаимообогащение;

— уплотняющаяся коммуникация приводит к конкуренции культур; затем конкуренция — при равенстве сил — приводит к аккультурации либо неокультурации (к примеру, «наступающая» культура порождает новую с целью закрепление в ней конкурентных преимуществ), либо, если требуется выяснить отношения (подтвердить претензию на доминирование), переходит в СК-конкурс, в результате которого определяется (подтверждается) СК-доминанта, после чего проигравшему конкурс, потенциально ассимилируемому, остается лишь сделать выбор11:

— быть подвергнутым прокультурации, резервации или бесповоротной ассимиляции. Вариант поведения: возможна массовая (э-)миграция с оставлением территории историческому победителю12. Правда, сегодня бежать уже некуда: давление глобальных культур-доминант ощущается повсеместно.


Примечания

1. Понятие антропотока разработано группой РА в период подготовки доклада по политике натурализации РФ.

2. (1) Уподобление, слияние, усвоение; ассимилировать — видоизменять, уподоблять. (2) В этнографии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, этнического / национального самосознания. Принято различать естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т.п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где этнические и религиозные группы не равноправны.

3.   Конечно же, полное усвоение новой культуры в результате именно аккультурации, а не ассимиляции — явление не столь уж частое.

4. Однако при этом следует заметить, что, в отличие от Запада, Россия оказывалась способной осуществлять комплементарную политику в отношении аборигенного населения тех территорий, которые она включала в пространство своего государственного контроля. Запад же задействует механизм прокультурации в отношении групп населения, которые вливаются на его территорию извне, но осуществить СК-переработку аборигенов (той же Северной Америки или Австралии) через прокультурационный механизм он не смог, прибегнув к геноциду.

5. Например, Набоков, Шри Ауробиндо Гхош и мн. др.

6. Исторически резерваты — территории, отведенные для поселения коренного населения страны. Связаны с западной культурой, существуют в США, Канаде и некоторых других государствах Америки для индейцев, в Австралии — для австралийцев-аборигенов.

7. Кабузан.

8. В антропологии метисация — процесс смешения различных рас современного человека.

9. От позднелат. annihilatio — уничтожение, исчезновение. В физике — один из видов превращений элементарных частиц, происходящих при столкновении частицы с античастицей. При аннигиляции частица и античастица исчезают, превращаясь в др. частицы, число и виды которых лимитируются. Например, при малых энергиях столкновения в процессе аннигиляции пары электрон-позитрон возникают фотоны, а пары нуклон-антинуклон — в основном пи-мезоны.

10. Здесь нами приведено традиционное толкование натурализации, скорее как процедуры. Расширенное понимание натурализации — как политики — в настоящее время разрабатывается.

11. Столкновение культур может достигнуть такого напряжения, которое приведет к СК-аннигиляции, или, напротив, стать «гумусом» для нового СК-образования (метисация).

12. Что, к слову сказать, не всегда оказывается спасительным решением; например, крымские татары, эмигрировавшие из Крыма в пределы Оттоманской империи — религиозно комплементарной державы, — были беспощадно подвергнуты полной ассимиляции, в отличие от тех из них, кто остался в Крыму.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ