Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад:статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Экспертное заключение
на проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О гражданстве Российской Федерации"

М.Ф. Полякова
(по поручению экспертов Совета)

Законопроект, с одной стороны, несколько расширяет круг лиц, которые вправе приобрести российское гражданство в упрощенном порядке - путем регистрации.

Так, согласно действующей редакции пункта "а" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", в которой содержится перечень категорий лиц, имеющих право приобрести российское гражданство путем регистрации, такое право, в частности, принадлежит лицам, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации. В законопроекте предлагается слова "супруг либо родственник по прямой восходящей линии" заменить словами "близкий родственник", что в соответствии со статьей 14 Семейного кодекса даст возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке не только восходящим родственникам, но и нисходящим (детям, внукам и т.д.), а также полнородным и неполнородным братьям и сестрам. Поскольку при новой редакции из круга управомоченных лиц выпадает супруг гражданина России, предлагается дополнить указанную статью пунктом "ж", предусматривающим возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации супругом гражданина России.

Можно согласиться с инициаторами законопроекта в том, что это облегчит воссоединение семей российских граждан.

С другой стороны, законопроект несколько ужесточает условия приобретения гражданства в порядке регистрации.

Так, в указанный выше пункт "а" и в предлагаемый пункт "ж" статьи 18 предлагается ввести годичный ценз оседлости, то есть разрешить приобретение гражданства путем регистрации только при условии проживания на территории Российской Федерации на момент обращения не менее одного года.

Мотивируется это, в частности, тем, что согласно преамбуле закона гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, тогда как сейчас российское гражданство приобретают люди, никогда не жившие и не живущие в России, причем подчас не живут в России даже их супруги - российские граждане. Другая мотивировка - законодательство большинства бывших союзных республик СССР, предусматривающее значительно более высокие цензы оседлости для супругов граждан соответствующих стран (от трех до 10 лет).
Необходимо отметить, что для устойчивой правовой связи человека с государством нет необходимости в постоянном проживании человека на территории соответствующего государства. Достаточно, если человек и государство выполняют по отношению друг к другу обязанности, установленные Конституцией и законами государства.

Из перечня обстоятельств, облегчающих приобретение российского гражданства, предлагается исключить указание на состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом (пункт "а" части 3 статьи 19 действующей редакции закона). Инициаторы считают, что это положение за истекшие 9 лет утратило актуальность. Думается, это не совсем так. Вынужденная миграция из бывших союзных республик актуальности, к сожалению, не утратила. Не исключены и новые ее всплески. Предоставление гражданства даже не переехавшим в Россию лицам может оказаться полезным для защиты прав этих лиц в странах их проживания, как показывает пример дела бывшего советского партизана В. Кононова.

В то же время содержащийся в части 4 статьи 19 перечень категорий лиц, чьи ходатайства о приеме в гражданство России подлежат отклонению, предлагается добавить еще две категории: во-первых, лиц, состоящих в гражданстве другого государства, которое не имеет договора с Российской Федерацией о двойном гражданстве, и, во-вторых, лиц, которые находятся в межгосударственном или федеральном розыске за действия, преследуемые по законам Российской Федерации. В принципе это возражений не вызывает. В отношении первой из этих категорий, может быть, стоило бы уточнить: вместо "состоящих в гражданстве" указать "не отказавшихся от гражданства".

Что касается международной практики, то не только в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, приобретение гражданства усложнено. Процесс ужесточения условий для такого приобретения наблюдается и в некоторых западных государствах (например, в Германии), а во многих (США, Швейцария и др.) эти условия и ранее были весьма жесткими. России, однако, следует проводить в данном вопросе собственную линию, адекватно учитывающую интересы тех, кто ранее были нашими согражданами.

В любом случае текст предлагаемых законоположений нуждается в литературном редактировании, ибо с русской стилистикой он не очень ладит. Например, в случае принятия предлагаемого текста пунктов "а" и "ж" статьи 18 причастный оборот в этом тексте лучше заменить условно-придаточным предложением: вместо "проживающие" написать "если проживают". Может быть, следует добавить и слово "постоянно". Сомневаюсь в безупречности выражения в предлагаемом пункте "г" части 4 статьи 19 "с которым отсутствует договор".


Региональная общественная организация
НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ СОВЕТ
http://www.hro.org/docs/expert/citizen.htm


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ