Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад:статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

О законопроекте "О гражданстве Российской Федерации", внесенном Президентом РФ

Михаил Арутюнов

Общепризнанно, что действующий закон "О гражданстве Российской Федерации", хотя и не лишен некоторых недостатков, является одним из наиболее либеральных, и способствовал значительному увеличению числа российских граждан. Его важной особенностью являлся действовавшая до 31 декабря 2000 года положение о приеме в российское гражданство граждан бывшего СССР в порядке регистрации. В предлагаемом законопроекте такая возможность устранена. Граждане бывшего СССР, проживавшие и ныне проживающие на территории бывшего СССР за пределами российской территории, будут лишены возможности приобретения российского гражданства по упрощенной процедуре в порядке регистрации.

В статье 5 законопроекта записано, что "Гражданами Российской Федерации считаются лица, состоящие в гражданстве Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального Закона, и лица, которые приобрели гражданство в соответствии с настоящим Федеральным Законом". Тем самым, все люди, в первую очередь граждане бывшего СССР, которые многие годы проживают на российской территории и по разным причинам не стали гражданами Российской Федерации, но хотели бы ими стать, должны будут проходить процедуру приобретения гражданства в соответствии с жесткими нормами предлагаемым законопроектом.

В законопроекте по-прежнему, как и в действующем законе, используется термин  - "проживание на законном основании". Против этого, казалось бы, трудно возразить, но властные структуры считают, что на законном основании проживают только те, кто имеет регистрацию, причем в законе не сказано - по месту пребывания или только по месту жительства. Но известно, что месхетинским туркам, армянам и многим другим вынужденным мигрантам первой волны отказано в регистрации не только по месту жительства, но многим и по месту пребывания, не смотря на их многолетнее фактическое проживание в Российской Федерации. А ведь они в период кровавых событий 1988 - 1991 гг. в Азербайджанской ССР и Узбекской ССР были эвакуированы органами государственной власти Советского Союза в РСФСР, где и проживают до настоящего времени "на птичьих правах". Этим людям до сих пор чинят препятствия в приобретении российского гражданства местные и федеральные органы власти. Как следствие, они лишены возможности легального трудоустройства, медицинского обслуживания, социального обеспечения, обучения в учебных заведениях разного уровня и др. К сожалению, их проблемы не решаются и рассмотренным законопроектом о гражданстве.

Участники Круглого стола по проблемам законодательства о гражданстве, состоявшегося в мае, считая сложившееся положение нетерпимым, обратились к Президенту Российской Федерации с предложением в соответствии с международной практикой амнистировать (легализовать) Указом пребывание этих лиц на российской земле с предоставлением им безусловного права на приобретение российского гражданства по упрощенной (уведомительной) процедуре и признанием их многолетнего фактического проживания в России. Хотелось бы надеяться, что это предложение не останется без внимания и будет с пониманием принято.

В отличие от действующего закона заложенные в законопроекте приоритеты прав государства превалируют над правами человека. В законопроекте важнейшая норма действующего закона: "В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство" (п. ст. 1), заменена на иную формулировку: "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4). Т.е. безусловное право человека приобретать российское гражданство заменено на функцию государства, выражающуюся только в поощрении приобретения гражданства, причем не всем людям, а только не имеющим никакого гражданства и исключительно тем, кто проживает на российской территории (надо понимать - на законном основании, т. е. зарегистрированным по месту жительства).

В предлагаемом законопроекте отожествлены двойное и множественное гражданства (статья 6). Последнее понятие введено не ратифицированной Российской Федерацией Европейской конвенцией о гражданстве. Множественное гражданство не различает принятые в Российской Федерации два понятия: двойное гражданство и два (несколько гражданств). Под двойным гражданством в Российской Федерации понимается "положение, когда человек приобретает второе гражданство с ведома (разрешения, согласия, по договору, соглашению между сторонами) государства, гражданство которого он получил первым". Под двумя или более гражданствами понимается "положение, когда человек приобретает второе гражданство без ведома (разрешения или согласия) государства, гражданство которого он получил первым", т.е. человек имеет паспорта двух или нескольких государств.

Действующим законом не ставятся ограничения на приобретение гражданства (паспорта) другого государства, но установлена норма, по которой "За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации" (п.1 ст. 3). Аналогичная норма содержится и в рассматриваемом законопроекте.

В отличие от действующего закона, в котором записано "Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (п.3 ст. 3), законопроект практически не ограничивает возможность приобретения российским гражданином иного гражданства: "Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6). Однако не исключено, что эта норма в дальнейшем будет либо устранена, либо по иному истолкована. В частности на заседании Круглого стола первый заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства В.Н. Кузнецов заявил, что в случае приобретения российским гражданином иного гражданства государства, с которым нет соответствующего договора, его российское гражданство будет прекращено.

Рассматриваемым законопроектом предусматривается более жесткая норма приобретения иностранным гражданином российского гражданства. В общем случае он "вправе обратиться с заявлением о приеме" в российское гражданство только при условии отказа от гражданства другого государства, т. е. для этих лиц исключается возможность иметь иное, кроме российского, гражданство (статья 13). В действующем законе такая норма отсутствует.

Авторы законопроекта считают, что история России началась с образования РСФСР, игнорируя факт существования Российской Империи и СССР со всеми вытекающими из этого последствиями. А ведь в Конституции Российской Федерации дано и второе название нашего государства - Россия, т.е. как бы сохраняется преемственность с Российской империей и охватываемой ею территорией и жителями всей Российской Империи. Ведь гражданами (подданными) Российской империи были не только все люди, проживавшие на территориях бывших Союзных республик, но и жители, например, Польши и Финляндии. Это замечание имеет важнейшее значение практически для всех граждан Российской империи и СССР, которые благодаря игнорированию истории могут лишиться права на упрощенный порядок приобретения российского гражданства.

По этой же причине не ясна возможность гражданами Украины, проживающими в Крыму, приобрести российское гражданство по упрощенной процедуре в порядке восстановления в российском гражданстве.

Из изложенного выше неизбежно следует вывод о стремлении ограничить возможность приобретения российского гражданства мигрантами, что не будет способствовать восполнению естественной убыли населения за их счет и выправлению демографической ситуации.

В новой редакции закона, внесенной в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, процедура приобретения российского гражданства существенно ужесточена, а содержащиеся в действующем законе дискриминационные нормы сохранены практически без изменения.


Арутюнов Михаил, президент Международной правозащитной ассамблеи.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ