Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Перспективы политики иммиграции и натурализации в России и мире

Материалы экспертного опроса

Витковская Галина Сигизмундовна,
глава московского представительства Международной организации по миграции (МOM).

После событий 11 сентября в некоторых европейских странах (Дания, Великобритания) были реализованы меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики и процесса предоставления гражданства. Как Вы полагаете, обоснована ли в свете последних событий политика ужесточения иммиграции, будет ли она способствовать безопасности государств, подвергающихся нападениям со стороны мирового терроризма?

Отчасти. Основные каналы нелегальной миграции — туристический, учебный, по частным приглашениям, по приглашениям организаций и предприятий (визы и приглашения часто приобретаются за деньги при посредничестве переправочного бизнеса). Эти каналы практически не перекрываются.

Соотносим ли, на Ваш взгляд, нынешний размах миграционных процессов на земном шаре с приоритетами устойчивого развития? Можно ли контролировать данные процессы?

Эти процессы связаны с мировой демографической ситуацией, мировым распределением ресурсов и разной скоростью модернизации стран. Они будут нарастать. Никаких удовлетворительных подходов к регулированию пока никем не предложено.

Что Вы думаете о возможном направлении натурализационной политики в России? Должен ли быть облегчен процесс предоставления гражданства для 1) этнически русских, проживающих за пределами РФ 2) бывших граждан Советского Союза 3) беженцев из горячих точек на территории СНГ 4) представителей различных волн российской эмиграции и их потомков 5) людей, родившихся на территории России?

Да — для бывших граждан Советского Союза и представителей различных волн российской эмиграции и их потомков. В эти две группы практически попадают и этнические русские, проживающие за пределами РФ.

Должна ли, на Ваш взгляд, миграционная политика включать в качестве одной из своих задач сохранение социокультурного ядра России (российского государства как особого социокультурного организма)? Если да, то как можно охарактеризовать данное социокультурное ядро?

Не думаю. Во-первых, существующему «социокультурному ядру» пока ничто не угрожает. Во-вторых, объективно процессы развиваются в направлении повышения социокультурного разнообразия.  Официально декларированная политика, направленная против этого, может стимулировать рост нетерпимости в обществе, что создаст угрозу стабильности.

Может ли Россия стать иммиграционной страной, т.е. государством, проводящим активную иммиграционную политику? Нуждается ли наша страна в привлечении трудовых ресурсов, способных возместить потери в численности населения?

Активная иммиграционная политика не нужна, нет нужды привлекать трудовых мигрантов, их и так приезжает достаточно. Нужна политика, которая значительно расширила бы возможности для легальной миграции.

Уже сейчас нуждается, и потребность будет расти. Если в 2000 г. 6% предприятий испытывали дефицит труда, то в 2001 — 27%.  На российских рынках труда присутствует большое число рабочих мест с тяжелым или не престижным трудом и маленькой оплатой труда (по российским стандартам), которые могут быть заняты преимущественно только мигрантами.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ