Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Перспективы политики иммиграции и натурализации в России и мире

Материалы экспертного опроса

Алексеев Олег Борисович,
первый заместитель руководителя Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.

После событий 11 сентября в некоторых европейских странах (Дания, Великобритания) были реализованы меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики и процесса предоставления гражданства. Как Вы полагаете, обоснована ли в свете последних событий политика ужесточения иммиграции, будет ли она способствовать безопасности государств, подвергающихся нападениям со стороны мирового терроризма?

Если Вы спрашиваете про Россию, то я отвечу Вам, что для России ужесточение будет подобно смерти. Хотя по пути ужесточения постарается пойти российская власть, осуществить это ей не удастся в силу слабости структур власти.

Соотносим ли, на Ваш взгляд, нынешний размах миграционных процессов на земном шаре с приоритетами устойчивого развития? Можно ли контролировать данные процессы?

Оппозицией данному вопросу является тезис о том, что устойчивому развитию соответствует максимальная стационарность ресурсов, в том числе человеческих. Ровно в той степени, в какой удается контролировать (а не администрировать) процессы в межгосударственных отношениях, можно контролировать (знать, понимать, влиять, но не противопоставляться) процессы миграции.

Что Вы думаете о возможном направлении натурализационной политики в России? Должен ли быть облегчен процесс предоставления гражданства для 1) этнически русских, проживающих за пределами РФ 2) бывших граждан Советского Союза 3) беженцев из горячих точек на территории СНГ 4) представителей различных волн российской эмиграции и их потомков 5) людей, родившихся на территории России?

Мне симпатична либеральная стратегия, направленная на трудовое участие мигрантов в усилении мощи нашего Отечества. Чем скорее они перейдут от помощи своим семьям, оставшимся на Родине, к обустройству жизни на территории России, тем лучше для натурализации. В отношении мигрантов можно применять политику, аналогичную той, что ведется по отношению к иностранному инвестору или бизнесмену, приехавшему или ведущему дела с Россией.

Должна ли, на Ваш взгляд, миграционная политика включать в качестве одной из своих задач сохранение социокультурного ядра России (российского государства как особого социокультурного организма)? Если да, то как можно охарактеризовать данное социокультурное ядро?

Забота о государстве – дело государственных служащих. Люди должны заботится о себе, своих близких, о стране, об отчизне, о Родине.

Может ли Россия стать иммиграционной страной, т.е. государством, проводящим активную иммиграционную политику? Нуждается ли наша страна в привлечении трудовых ресурсов, способных возместить потери в численности населения?

Нам, тем, кто считает Россию своей Родиной, следовало бы достичь необходимого баланса между себялюбием и чужелюбием, увидеть в этом источник благосостояния. А не сплошных потерь, как это видится сейчас.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ