Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Нелегальная миграция мексиканцев в США: до и после НАФТА

Наталья Карелина

Миграция мексиканцев на территорию Соединенных Штатов является одной из ключевых проблем на протяжении всей истории двустороннего сотрудничества Мексики и США. При этом речь идет не столько о легальном въезде в страну, который в той или иной мере поддается планированию и регулированию со стороны американских властей, сколько о массовом нелегальном притоке мексиканцев, сдерживать который становится нелегко.

В последнее десятилетие экономика Мексики испытывает значительные изменения, связанные с переходом на неолиберальный путь развития и усилением процессов региональной интеграции. По темпам развития страна вошла в число наиболее успешно развивающихся стран мира и заняла ключевые позиции в Латинской Америке. Отсюда возникает вопрос: отразились ли эти изменения на миграционном потоке между Мексикой и США, который по своему масштабу занимает первое место в мире?

Миграция мексиканской рабочей силы в США - это, по сути, закономерный результат тесного взаимодействия двух стран с разным уровнем экономического развития. Существенная разница в уровне жизни и оплате труда является основным фактором миграции населения из Мексики в Соединенные Штаты. Кроме того, соседство двух стран является дополнительным стимулом в этом процессе. Протяженность совместной границы составляет 3,3 тысячи км, большая часть которой проходит по неширокой реке Рио-Гранде.

Миграция мексиканцев в США берет свое начало в конце XIX века, когда развитие сельского хозяйства, добывающей и легкой промышленности, строительство железных дорог на юге США требовало дополнительного притока дешевой рабочей силы из других стран. В период 1850-1880 годов на заработки в США иммигрировало около 55 тысяч мексиканцев.

Во время первой мировой войны поток мексиканцев в США еще больше возрос. Мексиканцы восполнили нехватку американской рабочей силы и стали основными тружениками в хозяйстве южных штатов северного соседа. При этом часть из них находились на территории США нелегально. Тогда статус нелегальных иммигрантов еще не был официально установлен, и американцы считали их "беглецами" из Мексики. В 1924 году впервые на юге США была создана пограничная патрульная служба, которая стала осуществлять контроль над незаконным пересечением границы, а мексиканские "беглецы" официально приобрели статус нелегальных иммигрантов.

В 30-е годы XX века во времена глубокой депрессии в США доступ мексиканцев в страну был существенно ограничен. Легальным иммигрантам визы практически не выдавались, а нелегальных иммигрантов выдворяли из страны под угрозой тюремного заключения. Однако это продолжалось недолго, до тех пор, пока не началась вторая мировая война, когда в США стала осуществляться программа "Брасерос". Нехватка американских сельскохозяйственных рабочих на полях "Солнечного пояса" - одного из наиболее динамично развивавшихся экономических районов США - опять вынудила правящие круги США открыть свою границу для мексиканцев. В 1942-1964 годах во время действия этой программы приток сезонных мексиканских рабочих брасерос составил более 4,6 миллиона человек, многие из которых остались в США на постоянное место жительство1. Во многом они способствовали созданию определенной социальной инфраструктуры для дальнейшего притока иммигрантов из Мексики. В 1970-80-е годы приток легальных иммигрантов из Мексики составлял 50-60 тысяч человек в год. Нелегальная иммиграция достигала 1,5 миллиона человек в год. Однако стоит иметь в виду, что 90% нелегальных иммигрантов выполняли сезонные работы в США и по истечении определенного срока времени возвращались обратно в Мексику. В этот период в среднем около 20% населения Мексики зависели от средств, зарабатываемых мигрантами и переводимых в эту страну, объем которых колебался в пределах 1,5-2 миллиарда долларов в год2.

В начале 1980-х гг. в период финансового кризиса мексиканской экономики приток нелегальных иммигрантов из Мексики в США с целью постоянного проживания увеличился. Если в 1980 году всего в США незаконно проживало 2,5-3,5 миллиона иммигрантов, то в 1986 году их число составило 3,5-5 миллионов человек. При этом, основная доля нелегальных иммигрантов приходилась на выходцев из Мексики.

Нелегальные иммигранты относились в основном к беднейшим слоям населения и шли на любой риск, чтобы достичь территории Соединенных Штатов. Некоторые из них пополняли ряды преступников, торговцев наркотиками и оружием. Другие трудились день и ночь на полях Калифорнии за ничтожный заработок, размер которого все-таки превышал стоимость труда в Мексике. Принятые в США еще в конце 1970-х годов в период президентства Дж. Картера меры по ужесточению миграционного режима (в частности, на некоторых участках американо-мексиканской границы были возведены проволочные заграждения, были предприняты меры по ущемлению в правах нелегальных иммигрантов и их детей) не смогли поставить эффективный заслон на пути нелегальной иммиграции, а лишь вызвали обострение отношений на межправительственном уровне.

Участившиеся аресты и высылки нелегальных иммигрантов (только в 1986 году было депортировано свыше 1,5 миллиона человек3, грубое обращение с ними возмутили мексиканскую общественность и вызвали соответствующую реакцию официального Мехико. В связи с этим впервые в 1986 году Конгресс США принял новое миграционное законодательство, получившее название "Закон Симпсо-на-Родино", которое, несмотря на целый ряд ограничительных норм, тем не менее, ввело в практику ряд послаблений для нелегальных иммигрантов. Основной целью этого закона стало сокращение численности иммигрантов, незаконно проживающих на территории Соединенных Штатов. Для этой цели была проведена амнистия, нацеленная на легализацию нелегальных иммигрантов, в результате которой в конце 1980-х - начале 90-х годов зарегистрировалось более 2,7 миллиона человек, 2 миллиона из которых составили мексиканцы4. В этот период за счет зарегистрировавшихся нелегальных иммигрантов количество легальных иммигрантов из Мексики резко возросло и в 1991 году достигло рекордного показателя - почти 1 миллион человек, более 50% из всех иммигрантов в США (см. таблицу 1). Кроме того, для ужесточения контроля над нелегальной иммиграцией был запрещен найм нелегальных работников, а в отношении работодателей-нарушителей этого закона введены соответствующие санкции и установлен размер штрафа от 250 до 10 тысяч долларов. Однако, несмотря на предпринятые меры, приток нелегальных иммигрантов из Мексики существенно не сократился.

Таблица 1. Легальная иммиграция в США 1988-1999 гг. Рассчитано по: Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, USA, 1999

Год

всего, тысяч человек

иммигранты из Мексики

тысяч человек

доля от всех иммигрантов, %

1988

643

95

14,8

1989

1090,9

405,2

37,1

1990

1536,5

679,1

44,2

1991

1827,2

946,2

51,8

1992

974

213,8

22

1993

904,3

126,6

14

1994

804,4

111,4

13,8

1995

720,5

89,9

12,5

1996

915,9

163,6

17,9

1997

798,4

146,9

18,4

1998

654,5

131,6

20,1

1999

646,6

147,6

22,8

В конце 1980-х-начале 90-х гг. Мексика вступила на неолиберальный путь развития. Правительством этой страны была обнародована новая программа развития национальной экономики, нацеленная на предоставление свободы частным предпринимателям, приватизацию государственных предприятий, расширение рыночных отношений, либерализацию внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций. Развитие интеграционных процессов привело к тому, что в 1992 году правительствами США, Канады и Мексики был подписан Договор о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), который вступил в силу 1 января 1994 года. Основными целями этого Договора стали постепенная ликвидация почти всех торговых и инвестиционных барьеров на пути взаимной торговли трех стран и достижение свободного движения товаров, услуг и капиталов через их границы.

Подписание этого Договора преследовало и другие цели, а именно, сторонники НАФТА высказывали свое мнение о том, что отмена таможенных пошлин и развитие региональной торговли будут способствовать росту производства в Мексике, развитию национальной экономики, повышению занятости и уровня жизни населения. Последнее, в свою очередь, позволит сократить приток мексиканской рабочей силы в США. При этом в первую очередь речь шла о нелегальных иммигрантах. Кроме того, многие американские предприниматели решили воспользоваться выгодами, предоставляемыми НАФТА, и создать филиалы своих компаний на территории Мексики, а в ряде случаев целиком перенести производство в эту страну, используя дешевую рабочую силу на месте. В первое десятилетие НАФТА в Мексике ожидалось создание 60 тысяч новых рабочих мест.

В 1993 году президент Мексики Карлос Салинас заявил, что мексиканцы мигрируют туда, где создаются новые рабочие места, а именно на север страны, а затем в Соединенные Штаты. Он подчеркнул, что после вступления в НАФТА рабочие места будут создаваться непосредственно там, где люди живут, поэтому миграция и в пределах страны и за ее пределы в значительной степени сократится.

Однако существовала и другая точка зрения. До подписания Договора НАФТА многие американские эксперты считали, что на первоначальном этапе действия этого Договора поток мексиканских мигрантов в США резко возрастет и лишь спустя многие годы начнет сокращаться. По их мнению, миграционные взрывы в течение переходного периода - естественные явления. Об этом свидетельствует опыт европейских и азиатских стран.
В период индустриализации европейских стран 1850-1925 годах почти 48 миллионов европейцев эмигрировали в другие страны мира5 (O'Cormor, Farsakh, 1996). Значительно увеличились потоки иммигрантов, в том числе и нелегальных, из Италии и Испании на пороге их вступления в Европейское сообщество. Даже приняты были дополнительные меры по ограничению иммиграции, которые были сняты после 6-10 лет переходного периода. И только с этого момента итальянцы и испанцы стали свободно перемещаться в пределах стран-участниц соглашения в поисках более выгодного места работы.

Увеличение миграционного потока наблюдалось и в Азии. В 1982 году Корею покинуло около 200 тысяч рабочих, но уже в 1992 году с повышением экономической стабильности в стране насчитывалось 100 тысяч иностранных рабочих6. Даже в таких быстро развивающихся странах, как Малайзия и Таиланд, где переходный период продолжается, миграционные потоки крайне противоречивы. С одной стороны, эти страны являются поставщиками рабочей силы в Китай, где большое число малазийцев занято в строительстве; с другой стороны, в эти страны приезжает большое количество индонезийцев в поисках работы.

Вступление Договора НАФТА в силу уже оказало некоторое влияние на миграцию мексиканцев в США. Однако существенных результатов в отношении сокращения миграционного потока добиться пока не удалось. Как и предполагалось, образование НАФТА явилось одним из основных факторов роста мексиканской экономики. За 5 лет существования соглашения рост ВВП Мексики составил в среднем 5% в год, значительно сократился уровень инфляции с 52% в 1995 году до 12% в 1999 году. В Мексику устремился иностранный капитал, и стремительного возросло число сборочных предприятий "макиладорас"7. В 1990 году в стране насчитывалось около 1,8 тысячи таких предприятий с общим числом занятых 500 тысяч человек, в 2000 году количество предприятий почти удвоилось и составило 3,5 тысячи, число занятых превысило 1,2 миллиона человек.

До подписания Договора НАФТА предприятия "макиладорас" размещались только на севере Мексики в приграничных с США городах-близнецах: Тихуане, Мехикали, Ногалес, Сьюдад-Хуарес, Нуэво-Ларедо и Матаморосе. Это притягивало мигрантов со всей страны на север Мексики, а затем и в США. В результате либерализации внешнеэкономической деятельности и подписания Договора НАФТА предприятия "макиладорас" стали размещаться практически по всей стране. Так, если в 1980 году на долю всех приграничных с США штатов Мексики приходилось более 90% всех занятых на "макиладорас", то в конце 1990-х годов эта доля сократилась до 73%8. Более 25% пришлось на остальную часть страны. Возникли новые крупные центры размещения сборочной индустрии в центральной части страны в городах Дуранго, Агуаскальентес, Гуанахуато, Пуэбла, Мерида. В некоторой степени это позволило сократить поток внутренней миграции населения и создать новые рабочие места непосредственно там, где люди живут постоянно.

Производство на предприятиях "макиладорас" связано с перспективными отраслями мексиканской экономики, ориентированными, прежде всего, на экспорт. К ним относятся сборка электроники и электротехники, автомобилей, пошив одежды и обуви, производство игрушек, мебели, медикаментов и др. Развитие этих отраслей способствует повышению заработной платы на их предприятиях. После образования НАФТА средняя заработная плата на предприятиях "макиладорас" увеличилась более чем вдвое и в настоящее время составляет З доллара в час.

В настоящее время многие мексиканцы стремятся работать на предприятиях "макиладорас". Однако устроиться на такую работу не так легко. Для этого необходимо иметь, по крайней мере, среднее или среднее специальное образование и обладать определенными навыками. Для выходца из сельской местности, имеющего несколько классов среднего образования, попасть на такую работу очень сложно, а для того, чтобы прокормить семью, нужны деньги. Поэтому выход остается один - отправиться на заработки в США и пополнить ряды неквалифицированной рабочей силы.

Большинство нелегальных иммигрантов в США остаются выходцами из сельской местности. Многие из них в поисках работы мигрируют сначала в города, а затем после неудачных попыток найти работу отправляются в США. Традиционно штатами эмиграции считались Дуранго, Гуанахуато, Халиско, Мичоакан, Сан-Луис-Потоси и Сакатекас. Однако в последние годы после вступления в силу НАФТА их география расширилась, и к ним прибавились штаты Оахака, Герреро, Пуэбла, столица страны - город Мехико.

Разница в оплате труда между Мексикой и США продолжает оставаться самым весомым фактором миграции мексиканских рабочих на север. В США средняя заработная плата мексиканца составляет 10-14 долларов в час, что примерно втрое выше, чем у себя на родине. Нелегальные иммигранты зарабатывают вдвое меньше - 6-7 долларов в час, но, несмотря на это, размер их заработной платы продолжает оставаться выше, чем в Мексике.

Для Мексики характерна сильная диспропорция населения по уровню дохода. После образования НАФТА ситуация не изменилась, а в некоторых случаях стала еще острее. В настоящее время из 100 миллионов жителей страны 44 миллиона человек проживают за чертой бедности (20 миллионов человек в 1994 году), а 10 миллионов человек получают 40% всего национального дохода9. В связи с этим сократить приток мексиканцев в США пока не удается. Наоборот, как и предполагалось рядом специалистов, поток иммигрантов из Мексики продолжает расти. При этом значительная их доля остается на постоянное место жительство в США. Если в 1990 году на территории США проживало 4,3 миллиона выходцев из Мексики (легальных и нелегальных иммигрантов), что составляло 20% среди всех иммигрантов, то в 2000 году - почти 8 миллионов человек, или 30% соответственно (см. рисунок 1). В этот период население мексиканцев, проживающих в США, ежегодно увеличивалось в среднем на 350 тысяч человек. Что касается нелегальных иммигрантов, то их численность также возросла с 2-2,5 миллиона человек в начале 1990-х годов до 3-3,5 миллиона человек в 2000 году10.

Рисунок 1. Численность иммигрантов из Мексики, проживающих на территории США в 1970-2000 годах, тысяч человек

Источник: Steven Camarota "Immigration From Mexico: Assessing the Impact on the United States", Center for immigration studies, Washington, 2001, p. 13

После подписания Договора НАФТА выгоды получили в основном крупные мексиканские производители. В настоящее время только 500 фирм являются крупными экспортерами, тогда как большинство мелких и средних предприятий - более 97% - не имеют возможности выйти на мировой рынок. Некоторые из них не выдержали возросшей конкуренции со стороны американских и канадских производителей и вынуждены были закрыться.
Сложная ситуация сложилась в ряде отраслей сельского хозяйства Мексики, которые из-за конкуренции понесли существенный урон. В первую очередь к ним относятся зерновое и молочное хозяйство, свиноводство. Так, падение цен на кукурузу и сокращение заработной платы на 20% привело к росту эмиграции мексиканских работников, многие их которых направились на сельскохозяйственные плантации США. По некоторым данным в 1990-е годы в США иммигрировали от 600 до 800 тысяч сельскохозяйственных рабочих из Мексики (15% всех занятых в сельском хозяйстве), большинство из которых составили нелегальные иммигранты11.

В последнее время ежегодно границу Мексики с США пересекает 1 миллион нелегальных иммигрантов. При этом 80% из них приезжают на временные заработки и в среднем через полгода возвращаются домой. Остальные 20%, т.е. 200 тысяч человек в год остаются в Соединенных Штатах на постоянное место жительство. Многие из них уже имеют родственников в США и отправляются к ним в надежде через какое-то время получить грин-карту.

Размещение мексиканцев на территории США практически не изменилось. Три четверти всех нелегальных иммигрантов из Мексики проживают всего в четырех южных штатах США: Калифорнии, Аризоне, Техасе и Флориде, причем в Калифорнии остается половина всех нелегальных иммигрантов. Концентрация выходцев из Мексики на юго-западе Соединенных Штатов в значительной степени определяет экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь этой части страны.

В настоящее время пересечь границу Мексики с США для нелегальных иммигрантов становится все труднее и труднее. После подписания Договора НАФТА правительством США были выделены дополнительные средства на усиление пограничного контроля, установлены новые световые прожекторы, камеры ночного видения, сенсорные датчики и т.д. В 2000 году число пограничников американской патрульной службы возросло до 10 тысяч - почти втрое по сравнению с началом 1990-х годов.

Основным перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов остается участок границы с Аризоной. Здесь нелегальные иммигранты, прежде чем достичь ближайшего города США, вынуждены пройти десятки километров по знойной пустыне, где днем температура достигает 45°С. Для некоторых из них этот поход становится последним. По данным статистики только в 2000 году от жажды и истощения погибли почти 400 человек нелегальных иммигрантов.

В большинстве случаев для того, чтобы пересечь границу, нелегальные иммигранты прибегают к услугам местных гидов-проводников, которые в народе именуются "койотами". Они хорошо знают дороги, места патрульных служб, но не гарантируют безопасного прохода. Услуги "койота" стоят немалых денег от 800 до 1000 долларов с человека - в три раза выше по сравнению с началом 1990-х годов. На территории США нелегальные иммигранты могут купить фальшивые документы: паспорта, водительские права, номера социального страхования. Все это вместе взятое приносит мексикано-американской мафии доход сравнимый лишь с оборотом наркотиков.

Ситуация с контролем нелегальной иммиграции из Мексики остается крайне противоречивой, поскольку затрагивает интересы разных сторон, прежде всего центральных властей и местных работодателей.
С одной стороны, властями США предпринимаются немалые усилия по сдерживанию нелегальной иммиграции. Помимо усиления пограничного контроля правительство Соединенных Штатов ввело систему высоких штрафов с американских предпринимателей за использование труда нелегальных иммигрантов, отменило право бесплатной экстренной медицинской или продовольственной помощи даже для детей нелегальных иммигрантов, наладило депортацию из страны. В 1995 году были депортированы обратно в Мексику 850 тысяч мексиканцев; за первые 6 месяцев 1996 года этой участи подверглись еще 500 тысяч мексиканцев.

С другой стороны, контроль над нелегальной иммиграцией остается наиболее слабым и наименее эффективным звеном миграционной политики США. Сезонные сельскохозяйственные рабочие из Мексики остаются основной рабочей силой на полях Калифорнии, Орегона. Поэтому в те моменты, когда центральные власти США пытаются ужесточить миграционный режим и в первую очередь ограничить нелегальную иммиграцию, власти этих штатов нередко выражают открытое несогласие и требуют ослабить пограничный контроль. Так, еще в 1987 году в подобной ситуации губернатор Орегона заявил о готовности ввести в штате чрезвычайное положение в связи с катастрофическими последствиями для сельского хозяйства12. В середине 1990-х годов в связи с ужесточением пропускного режима на границе с Мексикой Ассоциация сельскохозяйственных производителей Калифорнии направила письма соответствующим властям, которые к апрелю 1996 года запросили разрешение на заключение краткосрочных контрактов с 350 тысячами рабочих из Мексики.

В последние годы произошли изменения в структуре занятости нелегальных иммигрантов из Мексики. До начала 1990-х года большинство из них трудились в сельском хозяйстве США, а в настоящее время - лишь 18%. Остальные 80% работают в других секторах экономики, преимущественно в промышленном производстве, строительстве и розничной торговле (см. таблицу 2). Многие из них подвергаются сильной дискриминации со стороны американских работодателей. Под угрозой депортации из страны они вынуждены соглашаться на низкую заработную плату, жить в нечеловеческих условиях и работать по 12 часов в сутки. По подсчетам, 1/3 нелегальных иммигрантов из Мексики живут за чертой бедности.

Несмотря на то, что вопросы, связанные с миграцией мексиканцев в США, довольно часто обсуждаются в правительственных кругах обеих стран, публикуются в прессе, в действительности их решению уделяется недостаточно внимания. С одной стороны, приток мексиканцев в США служит постоянным источником дешевой рабочей силы для американских производителей южных штатов. На иммигрантов из Мексики приходится 3,3% всей рабочей силы этой страны и лишь 2% доходов. При этом 1,4% доходов получают легальные иммигранты из Мексики и лишь 0,6% приходится на нелегальных иммигрантов. С другой стороны, для Мексики переводы мексиканцев, работающих в США, составляют третий по величине источник дохода после продажи нефти и туризма. Считается, что ежегодно семьи иммигрантов получают от 6 до 8 миллиардов долларов. Это почти 10% национального дохода и 3% ВВП всей страны13. Недаром нынешний президент Мексики В. Фокс назвал мексиканцев, работающих в США, героями.

Таблица 2. Структура занятости иммигрантов из Мексики по отраслям экономики США в 1999

отрасль экономики

все иммигранты из Мексики

легальные иммигранты из Мексики

нелегальные иммигранты из Мексики

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство

14,5

11,6

17,7

Горнодобывающая промышленность

0,4

0,5

0,3

Промышленное производство

23,6

23,8

23,1

Строительство

14

10,6

17,9

Транспорт и связь

3,5

4,5

2,4

Оптовая торговля

4

3,6

4,4

Розничная торговля

17,4

18,4

16,4

Финансы, страхование, недвижимость

1,9

2,5

1,2

Частное обслуживание

6,1

6,2

5,9

Индустрия развлечения и отдыха

1,1

1,1

1,1

Профессиональное обслуживание

6,3

10

2,1

Другое

7,2

7,2

7,5

Источник: Steven Camarota "Immigration From Mexico: Assessing the Impact on the United States", Center for immigration studies, Washington, 2001, p. 20

Итак, первое десятилетие после подписания Договора НАФТА не решило проблему миграции мексиканцев в США. Как и предполагалось рядом исследователей, этот миграционный поток заметно увеличился и продолжает расти. Несмотря на усиление пограничного контроля на границе с Мексикой число нелегальных иммигрантов также не уменьшается. Они продолжают пополнять ряды низко квалифицированной дешевой рабочей силы США.

В настоящее время решение проблемы нелегальной иммиграции требует новых конструктивных подходов и тесным образом связано с контролем легальной иммиграции. С одной стороны, ужесточение иммиграционного контроля и снижение квот естественным образом стимулирует приток нелегальных иммигрантов в США, поэтому на современном этапе двустороннего взаимодействия необходимо достичь некого компромисса в миграционной политике. С другой стороны, проживание родственников в США служит магнитом для многих мексиканцев, поэтому власти США должны обратить особое внимание на эту сторону вопроса. При этом речь идет не о ближайших родственниках, которые согласно американскому законодательству имеют право на воссоединение семей. Имеются в виду дальние родственники или даже знакомые, которые помогают нелегальным иммигрантам и таким образом стимулируют процесс нелегальной иммиграции.

Многие исследователи считают, что сокращение нелегальной иммиграции произойдет вследствие естественного сокращения притока легальных иммигрантов в США. Что касается легальной иммиграции из Мексики, то в этом процессе явно наметились и положительные тенденции, которые в будущем, возможно, приведут к сокращению притока мексиканцев в США. В первую очередь это касается развития иностранных сборочных предприятий "макиладорас" на территории Мексики. После подписания Договора НАФТА их число заметно возросло и продолжает увеличиваться, вовлекая в процесс производства все большее количество мексиканских рабочих. По мере вступления в силу положения НАФТА о происхождении товара, т.е. при условии соблюдения в каждом экспортируемом товаре определенного, растущего с каждым годом процента компонентов местного производства, эта тенденция сохранится. В Мексике возрастет число предприятий в ключевых отраслях сотрудничества. Процесс функционирования Договора НАФТА с 1994 года неуклонно способствует повышению оплаты рабочей силы на этих предприятиях. Кроме того, рост мексиканской экономики позволит сократить инфляцию и в целом повысить благосостояние населения страны. Все это постепенно будет способствовать уменьшению миграционного потока из Мексики в США. Очевидно одно: для достижения ощутимых результатов потребуется немало времени, и пройдет не одно десятилетие до тех пор, когда миграционные потоки между странами НАФТА станут сбалансированными и полностью легализованными.


1. Smith R. (2000) "Dilemas у perspectivas del sistema migratorio de America del Norte" // Comercio Exterior, №4, p. 289-304.

2. Сударев В.П. (2000) "Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка /вторая половина XX века/", М: ИЛА РАН.

3. Aragones A.M. (2001) "Trabajadores indocumentados y politicas neoliberales" // Comercio Exterior, №4, p. 323-332.

4. Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1999

5 - О'Connor D., FarsakhL. (1996) "Development strategy, employment and migration", OECD.

6. Там же

7. Основная часть мексиканского экспорта создается на иностранных предприятиях, которые специализируются на сборке конечной продукции из сырья, импортированного беспошлинно. Такие предприятия носят название "макиладорас" от старого испанского термина "макила", обозначавшего плату мельнику за помол зерна. Впервые предприятия "макиладорас" появились на территории Мексики в 1965 году после принятия правительственной программы развития северных территорий страны. По этой программе крупные американские корпорации получили право создавать в приграничной зоне Мексики свои сборочные предприятия для использования дешевой рабочей силы, куда беспошлинно завозили сырье и полуфабрикаты, а увозили готовые изделия, узлы для окончательной сборки на головных предприятиях США. В Мексике оставалась "плата за помол" - заработная плата, оплата энергии и других затрат, увеличивалась занятость, росла квалификация рабочей силы.

8. "Indicadores economicos", Banco de Mexico, Septiembre, 1992.; "Indicadores economicos", Banco de Mexico, Julio, 1999.

9. VilLareal R., de Villarreal R.R. (2001) "La apertura de Mexico у la paradoja de la competitividad: hacia un modelo de competitividad sistemica" // Comercio Exterior, №9, p.778-788.

10. Camarota S.A. (2001) "Immigration from Mexico: Assessing the Impact on the United States", Washington: Center for Immigration Studies.

11. Smith R. (2000) "Dilemas у perspectivas del sistema migratorio de America del Norte" // Comercio Exterior, №4, p. 289-304.

12. Сударев В.П. (2000) "Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка /вторая половина XX века/", М: ИЛА РАН.

13. VilLareal R., de Villarreal R.R. (2001) "La apertura de Mexico у la paradoja de la competitividad: hacia un modelo de competitividad sistemica" // Comercio Exterior, №9, p.778-788.

Наталья Карелина, аспирантка географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ