Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Перспективы политики иммиграции и натурализации в России и мире

Материалы экспертного опроса

Колеров Модест Алексеевич,
публицист, политолог, историк русской общественной мысли начала XX в.

После событий 11 сентября в некоторых европейских странах (Дания, Великобритания) были реализованы меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики и процесса предоставления гражданства. Как Вы полагаете, обоснована ли в свете последних событий политика ужесточения иммиграции, будет ли она способствовать безопасности государств, подвергающихся нападениям со стороны мирового терроризма?

Политика жестких ограничений в отношении мигрантов не нова и отражает прагматические или идеологические двойные стандарты в области прав человека, исповедуемые во многих странах Запада. Безопасности, которая ныне легко нарушается буквально террористическим усилием даже одиночки — и отнюдь не всегда "пришлого", — эта политика не прибавит. Но что иного могут предпринять перед лицом многомиллионного мусульманского населения власти Великобритании и Франции — кроме как пытаться ложками социально-политических ограничений вычерпать уже захлестывающее их море "пришлых"? Сейчас они отложат решение вопроса, введут сегрегацию, найдут свой путь к чучхе, но наличествующей внутри их реальности они уже не изменят. Все впереди. Как говорят на телевидении, "оставайтесь с нами".

Соотносим ли, на Ваш взгляд, нынешний размах миграционных процессов на земном шаре с приоритетами устойчивого развития? Можно ли контролировать данные процессы?

Эффективно контролировать массовое бегство от нищеты к бедности, от бедности к достатку, контролировать контркультурный маргиналитет, резонирующий с иноцивилизационной массой, — невозможно. Ясно, что новое "великое переселение народов" никакой стабильности в себе не содержит и устойчивости не способствует. Можно подумать, что кто-то готов придумать способ канализирования этих миграционных потоков, уравновешивания их активной демографической или внутримиграционной политикой. В способность государств решать такие позитивные задачи никто уже не верит.

Что Вы думаете о возможном направлении натурализационной политики в России? Должен ли быть облегчен процесс предоставления гражданства для 1) этнических русских, проживающих за пределами РФ 2) бывших граждан Советского Союза 3) беженцев из горячих точек на территории СНГ 4) представителей различных волн российской эмиграции и их потомков 5) людей, родившихся на территории России?

Безусловно, должен быть радикально облегчен процесс предоставления гражданства всем родившимся на территории СССР до 1991 года, а также этническим русским и представителям иных коренных этносов РФ. Только натурализация — сколько-нибудь конструктивный и внятный путь использования миграции в интересах общества и государства; использование гражданства как значимого акта принадлежности к России и русской культуре — мощный ресурс для формирования позитивного облика России в мире.

Должна ли, на Ваш взгляд, миграционная политика включать в качестве одной из своих задач сохранение социокультурного ядра России (российского государства как особого социокультурного организма)? Если да, то как можно охарактеризовать данное социокультурное ядро?

Славяно-татаро-финно-угорскому социокультурному ядру России ничего не угрожает. Угроза — на Дальнем Востоке, где против китайской экспансии было бы желательно увеличение числа любых русскоязычных, независимо от национальности.

Может ли Россия стать иммиграционной страной, т.е. государством, проводящим активную иммиграционную политику? Нуждается ли наша страна в привлечении трудовых ресурсов, способных возместить потери в численности населения?

Нуждается. Способны. Не может — ибо структура и инерция власти в России исключают наличие эффективного государства как субъекта иммиграционной политики.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ