Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Иммиграция из «нового зарубежья»: чего ожидать?

Владимир Мукомель

В 1990-х годах Россия пережила невиданный всплеск иммиграции из стран СНГ и Балтии: за десятилетие в Россию прибыло 6,9 млн. человек, а миграционный прирост составил 3,8 млн. человек. Большинство иммигрантов - русскоязычные репатрианты, среди которых преобладают русские и представители других народов России.

Эти годы не прошли бесследно. Соотечественники постепенно адаптировалось к новым социально-политическим и экономическим реалиям, стрессовая реакция на формирование новых общественных отношений и институтов преодолена. Центростремительный приток иммигрантов из стран СНГ и Балтии, достигший апогея в середине 1990-х гг., существенно сократился: в 2000 г. в Россию прибыло 350 тысяч человек - в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 году.

График 1

Оскудевающий год от года приток иммигрантов из ближнего зарубежья ставит под сомнение наметки политиков на то, что с помощью иммигрантов удастся компенсировать естественную  убыль населения  России.

Возможно ли преобороть эту тенденцию? В какой мере можно рассчитывать на приток иммигрантов из ближнего зарубежья в будущем? Ведь несмотря на сокращение притока иммигрантов из государств СНГ и Балтии, эти страны остаются наиболее реальным источником восполнения демографических потерь России: в миграционном обмене с развитыми странами Россия теряет население, а форсирование иммиграции из стран «третьего мира», по совокупности экономических и политических условий, в ближайшем будущем маловероятно.

Миграционный потенциал ближнего зарубежья

Не последнюю роль в сокращении притока иммигрантов играет постепенное исчерпание миграционного потенциала в странах СНГ и Балтии – ведь значительная часть потенциальных иммигрантов уже выехала в Россию в предшествующие годы. 

Иногда приводятся очень высокие его оценки, говорят о 20 миллионах человек, готовых переехать в Россию, - такую цифру называли бывший глава ФМС России С.Хетагуров, и бывший министр по делам федерации, национальной и миграционной политике А.Блохин [1]. Насколько обоснованы такие оценки?

Основу миграционного потенциала стран СНГ и Балтии составляют российские соотечественники, преимущественно  - этнические россияне (русские, и представители других российских этнических групп). Грубо говоря, оценки миграционного потенциала определяются численностью соотечественников и их миграционными установками – готовностью покинуть страну их нынешнего проживания и переехать в Россию.

Если демографическая емкость миграционного потенциала постоянно снижается вследствие сокращения численности российских соотечественников, выезжающих в Россию и государства традиционного зарубежья, а также естественной убыли, то  миграционные установки более изменчивы и определяются, в первую очередь, складывающейся ситуацией в стране проживания и государстве потенциальной эмиграции. Существенное влияние на миграционные установки оказывает и постарение соотечественников – пожилые люди менее подвижны и многие из них, особенно одинокие, настроены дожить свой век на малой родине, где прошла их сознательная жизнь, где находятся могилы родных и близких. 

Вышеупомянутые оценки численности потенциальных иммигрантов, исчисляемые десятками миллионов человек, основываются на предположении, что в Россию приедут все этнические россияне – их численность составляет ныне около 23 млн. человек.

Уповать на то, что России удастся привлечь всех соотечественников из ближнего зарубежья – безрассудство, не имеющее оправдания: большая их часть не сдвинется с места ни за какие коврижки, да и где они, эти стимулы? Считать же возможным прием иммигрантов, не подготовив для них почву – рабочие места, жилье, инфраструктуру – для того уже другая характеристика, другой глагол: не привлечь, а завлечь.

Реально следует исходить из того, что миграционный потенциал наших соотечественников в ближнем зарубежье на порядок меньше. Приводимые ниже  оценки миграционного потенциала соотечественников в странах СНГ и Балтии могут рассматриваться как максимально возможная численность потенциальных эмигрантов из государств их нынешней резиденции.

Таблица 1
Оценка миграционного потенциала этнических россиян  в странах СНГ и Балтии, тысяч человек

 

Территория  проживания

Численность этнических россиян, 2000 (1999)

Доля потенциальных эмигрантов, процент

Численность этнических россиян -  потенциальных эмигрантов

Русские

Другие этнические группы россиян

Русские

Другие этнические группы россиян

Русские

Другие этнические группы россиян

Всего

Украина

10800

350

5

5

540

18

558

Белоруссия

1142

68

4

4

46

3

48

Молдова

501

30

12

12

60

4

64

Закавказье

290

334

 

 

58

27

85

Казахстан

4480

750

38

24

1702

180

1882

Средняя Азия

2061

627

 

 

615

133

748

Балтия

1340

55

 

 

101

5

107

Итого

20614

2214

 

 

3123

369

3492

Примечание: Использовались материалы переписей, проведенных в ряде новых независимых государств,  оценки численности русских, сделанные М.Тульским, материалы социологических обследований. Более подробно см.: В.И.Мукомель. Миграционный потенциал и перспективы иммиграции соотечественников из государств СНГ и Балтии // «Этнопанорама», N 3, 2001.

Миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах составляет чуть более 3,1 млн.человек, россиян, принадлежащих к другим этническим группам - около 0,4 млн.человек. Полученные оценки миграционного потенциала этнических россиян представляются скорее завышенными, чем заниженными: со времени проведенных обследований прошло значительное время и установки на эмиграцию вероятно снизились ввиду изменившихся социально-политических и экономических условий, адаптации и отъезда части потенциальных эмигрантов.  Ясно однако, что миграционный потенциал новых независимых государств не столь значителен, как полагают многие политики.

Основной миграционный потенциал этнических россиян сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии  и Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер.

Нельзя недооценивать и миграционный потенциал титульных и других народов стран СНГ и Балтии:  каждый третий иммигрант не является этническим россиянином. Особо мобильны этнические группы, принадлежащие к титульным национальностям  государств СНГ и Балтии, но проживающие в других государствах (украинцы в Узбекистане, белорусы в Казахстане и т.д.).

 К сожалению, их установки на эмиграцию из государств резиденции еще менее изучены, чем установки этнических россиян. Вероятно, сегодня их численность в странах СНГ и Балтии составляет около 8 млн.человек. Миграционный потенциал этого контингента может быть оценен в 1,0 млн.человек.

Наконец, последняя группа потенциальных мигрантов - коренные этнические групп страны проживания (например, казахи, дунгане и др. в Казахстане). В первую очередь, к потенциальным мигрантам относятся смешанные семьи, один или несколько членов которых – этнические россияне, а также, имеющие родственников в России. Подвижность коренных этнических групп государств резиденции достаточно низка, однако, в силу значительной численности (около 100 млн.человек), их миграционный потенциал довольно существенен и составляет  не менее 3 млн.человек.

В отличие от этнических россиян, переселяющихся на постоянное местожительство в Россию, представители титульных национальностей  государств СНГ и Балтии, проживающие вне «своих» государств  и коренные этнические группы страны проживания зачастую  ориентированы на получение доходов в России участвуя в трудовых, сезонных миграциях.

Таким образом, миграционный  потенциал стран СНГ и Балтии составляет 7,5 млн. человек, включая: 3,1 млн.русских, 0,4 млн. представителей других российских этнических групп, 1,0 млн. человек, принадлежащих к титульным национальностям стран СНГ и Балтии, но не государства резиденции и 3,0 млн.человек – других, преимущественно коренных этнических групп страны проживания.

Другое дело, что далеко не все из них ориентированы на Россию. Для потенциальных мигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам стран Центральной Азии, значимыми являются другие государства этого региона, для государств Балтии, Украины и Молдовы - страны традиционного зарубежья. Численность потенциальных иммигрантов в Россию будет отличаться от полученных оценок на число потенциальных мигрантов, которые могут переехать в другие страны СНГ (в первую очередь, Украину и Белоруссию),  государства традиционного зарубежья.

Если исходить из того, что Россия может привлечь до 85 % этнических россиян, до 70 % представителей титульных национальностей стран СНГ и Балтии, но не государств резиденции и до половины этнических групп государств проживания, миграционный потенциал в Россию составит 5,2 млн.человек, из которых 3,0 млн.человек – соотечественники, имеющие этнические корни с Россией.

Таблица 2.
Миграционный потенциал стран СНГ и Балтии, ориентированный на Россию, млн.человек

Этнические группы

Миграционный потенциал, всего тысяч человек

Максимальная доля ориентированных на Россию, процент

Миграционный потенциал, ориентированный на Россию, всего

Русские

3,1

85

2,7

Другие этнические группы россиян

0,4

85

0,3

Титульные этнические  группы стран СНГ и Балтии, но не государства резиденции

1,0

70

0,7

Коренные этнические группы страны проживания

3,0

50

1,5

Итого

7,5

 

5,2

В перспективе структура миграционного потенциала будет меняться: по мере исчерпания миграционного потенциала этнических россиян, все большую его часть будут составлять коренные этнические группы стран СНГ и Балтии.

Прогноз внешних миграций Российской Федерации со странами СНГ и Балтии

Реализация миграционного потенциала новых независимых государств зависит от складывающейся социально-политической и экономической ситуации в  этих государствах и России, а также проводимой Россией иммиграционной политики.

Сегодня Россия столкнулась с принципиально новой ситуацией: политические факторы, определявшие масштабы внешних миграционных потоков в 1990-х гг. постепенно утрачивают свою роль, особое значение приобретают социально-экономические факторы. Среди иммигрантов старше 16 лет в 1999 г. лишь 10,4% назвали причиной переселения в Россию обострение межнациональных отношений, тогда как в 1991 г. – почти две трети.

Вынужденный характер миграций на постсоветском пространстве – по крайней мере в европейской его части -  уходит в прошлое. Основная часть соотечественников адаптировалась к новым политическим реалиям в государствах проживания, масштабы их возвращения будут во многом зависеть от дифференциации экономических условий России и государств резиденции: при всех сложностях и пробуксовках реформ в России, она опережает другие страны СНГ, уровень жизни и доходов в России делает ее привлекательной для потенциальных мигрантов. Социально-экономическая мотивация миграций из новых независимых государств будет определяющим фактором на ближайшие годы и Россия, как и  прежде, будет  аккумулировать мигрантов из других государств нового зарубежья.

Бытует заблуждение, что привлечение миграционного потенциала соотечественников не требует существенных вложений. Сошлюсь, опять же,  на бывшего министра по делам федерации, национальной и миграционной политики России А.Блохина: «именно в этом мобильном потенциале, обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована  Россия». Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают определенными средствами, во вторых, большинство из них (80%) не обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России[2].

А какой  резон обращаться за помощью, зная, что эти жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? Потому и обращаются в миграционные службы, в первую очередь, наименее  социально защищенные группы мигрантов -  инвалиды, пожилые, матери-одиночки, многодетные семьи.

Если же рассчитывать на то, что иммигранты имеют средства на самообустройство, то мы и будем иметь тот приток, который имеем в последние годы: кто мог себе позволить выехать, давно уже уехал. Подавляющее же большинство потенциальных мигрантов стран СНГ и Балтии не могут реализовать свои устремления потому, что не располагают достаточно значимыми средствами на переезд, покупку жилья и обустройством на новом месте.

Требует расшифровки и обмолвка о минимальных затратах по привлечению соотечественников, на которые  может пойти Россия. Не столь уж они и малы: по расчетам, самого же ведомства, возглавляемого А.Блохиным, стоимость создания одного рабочего места  составляет не менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 г., стоимость строительства 1 кв.м. общей площади жилья – 4,4 тысячи рублей в ценах на 1.01.2001 г. [3]. Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства 1 млн. иммигрантов, необходимо  затратить 102 млрд.рублей, в том числе 79 млрд.рублей на жилье и 23 млрд.рублей на создание рабочих мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем  расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, культуру и искусство вместе взятые.

Очевидно, что лишних 3,5 млрд.долларов в бюджете России в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание, образование и т.д. Кроме того, неизбежно обострение социальной напряженности: в условиях, когда миллионы российских граждан не имеют жилья, а безработица по методике МОТ составляет 11,5 %, было бы по меньшей мере необдуманно создавать преференции иммигрантам.

Ни о какой целенаправленной и широкомасштабной миграционной политике России по привлечению соотечественников из стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы.

При прогнозировании миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002-2006 гг.) базовыми являлись три сценария, различающиеся темпами экономического развития России и новых независимых государств, политической стабильностью на постсоветском пространстве: 

инерционный, предполагающий упрочение социально-политической стабильности на постсоветском пространстве, сохранение сложившейся дифференциации экономического развития России и других новых независимых государств (сценарий 1);

экономического бума, предполагающий возрастающую дифференциацию экономического развития России и других стран СНГ за счет опережающих темпов роста российской экономики в условиях социально-политической стабильности на постсоветском пространстве - сценарий 2;

эскалации политической напряженности в субрегионе Центральной  Азии, предполагающий рост фундаменталистских настроений и усиления исламского экстремизма в центральноазиатских государствах СНГ, вспышку вооруженных конфликтов в этом регионе; некоторое опережение социально-экономического развития России по   сравнению с другими новыми независимыми государствами (сценарий 3).

По первому, инерционному варианту прогноза, ожидается, что интенсивность притока иммигрантов и оттока эмигрантов разных этнических групп из стран СНГ и Балтии стабилизировалась, ее величина сохранится на уровне 1998-2000 гг. Социально-политическая обстановка в странах СНГ и Балтии не подвергается серьезным изменениям и остается стабильной.

Таблица 3
Варианты прогноза миграции России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 гг., тыс.человек

Территория

Инерционный сценарий

Сценарий экономического 

бума

Сценарий эскалации политической напряженности

Прибыло

Выбыло

Сальдо миграции

Прибыло

Выбыло

Сальдо миграции

Прибыло

Выбыло

Сальдо миграции

Украина

395

281

114

783

472

311

589

376,5

212,5

Белоруссия

55

90

-35

121

105

16

88

97,5

-9,5

Молдова

45

20

25

78

34

44

61,5

27

34,5

Закавказье

235

42

193

415

108

307

325

75

250

Армения

72

11

61

118

32

86

95

21,5

73,5

Азербайджан

73

18

55

130

39

91

101,5

28,5

73

Грузия

90

13

77

167

37

130

128,5

25

103,5

Казахстан

668

122

546

1045

230

815

1180

215

965

Средняя Азия

392

56

336

745

175

570

1306

184

1122

Киргизия

50

18

32

93

41

52

245

50

195

Таджикистан

58

8

50

111

22

89

150

23

127

Туркменистан

40

6

34

107

20

87

146

16

130

Узбекистан

244

24

220

434

92

342

765

95

670

Балтия

16

8

8

46

33

13

31

20,5

10,5

Латвия

9

3

6

23

15

8

16

9

7

Литва

4

3

1

15

11

4

9,5

7

2,5

Эстония

3

2

1

8

7

1

5,5

4,5

1

Итого

1806

619

1187

3233

1157

2076

3580,5

995,5

2585

В среднем

за год

361,2

123,8

237,4

646,6

231,4

415,2

716,1

199,1

517

По первому варианту прогноза, в течение ближайших пяти лет будет привлечено в Россию четвертая часть миграционного потенциала стран СНГ и Балтии. Из 1,8 млн. иммигрантов из новых независимых государств, 1,25 млн.человек – русские и представители других российских этнических групп. Среди  эмигрантов в новые независимые государства выедут около 370 тысяч  этнических россиян; наиболее мощные встречные потоки ожидаются в Украину – около 155 тысяч человек, Казахстан – 95 тысяч и Белоруссию – 50 тысяч человек. 

По второму варианту прогноза (сценарий российского экономического бума) приняты следующие гипотезы:

в  течение 2002-2006 гг. России удастся обеспечить опережающие темпы экономического развития по сравнению с другими новыми независимыми государствами; резко сокращается безработица, которая носит, преимущественно, структурный характер; дифференциация доходов, уровня жизни  в России и  других странах СНГ возрастает;

повышается мобильность населения стран СНГ, часть потенциальных мигрантов этих государств  переориентируется на эмиграцию в Россию; 

социально-экономическая мотивация переселений доминирует во всех миграционных потоках;

к концу расчетного срока, на рубеже 2005-2006 гг. Российская Федерация начинает проводить активную политику по привлечению иммигрантов из стран СНГ и Балтии;  меры стимулирования рассчитаны на дополнительное, отчасти селективное привлечение 100 тысяч иммигрантов ежегодно;

увеличивающийся спрос на рабочую силу, особенно мало- и неквалифицированной, стимулирует приток трудовых мигрантов из стран СНГ;

сохраняется социально-политическая стабильность на всем постсоветском пространстве.

Согласно расчетам, среди иммигрантов будут преобладать русские и представители других этнических групп российского происхождения. Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания   будет идти более высокими темпами, чем приток этнических россиян. Особо значительно возрастет, по сравнению с инерционным вариантом, приток украинцев, казахов, титульных народов Средней Азии.

Масштабное вовлечение в миграционные процессы все новых контингентов несколько снизит адаптационные возможности иммигрантов, численность которых будет расти меньшими темпами, чем встречный поток эмигрантов.

Огромную роль играют возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной: в отличие от Казахстана и среднеазиатских государств, откуда прибывают и будут прибывать в основном репатрианты, российско-украинские миграционные потоки будут формироваться под влиянием социально-экономической конъюнктуры в этих странах. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных  мигрантов – что характерно для стабильной  социально-политической и экономической обстановки. (Более ста лет назад была выведена закономерность: рост миграционного потока сопровождается возрастанием компенсаторного встречного потока. Неадекватное снижение встречного потока миграций – свидетельство   чрезвычайщины, форсмажорных обстоятельств, в которых осуществляются переселения. Лишнее подтверждение тому – ситуация первой половины 1990-х гг., когда миграция в страны СНГ снизилась до минимальной отметки, а среди иммигрантов из этих государств преобладали вынужденные мигранты из зон вооруженных конфликтов (график 1). Важно не только сколько прибыло, но и сколько убыло – к сожалению, об этом часто забывают не только политики и журналисты).

Из 1,2 млн. эмигрантов в страны СНГ и Балтии, свыше 470 тысяч (40%), как предполагается, выедут в Украину, в т.ч. 245 тысяч русских и 200 тысяч украинцев.

Определяющий  вклад  в миграционный пророст России в этот период внесут контингенты русских из Казахстана (560 тысяч человек, 27 % миграционного прироста), из Украины (255 тысяч человек, 12 % сальдо миграции), из Узбекистана (225 тысяч человек, 11 % миграционного прироста), титульные народы государств Закавказья (170 тысяч человек, 8 % сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцы из Казахстана.

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ стимулирует приток трудовых мигрантов из государств Содружества. Численность последних возрастет до 4-6 миллионов человек. (По оценкам, численность незаконных трудовых мигрантов - а подавляющее большинство трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии работают в России, не имея на то законных оснований -  составляет от 2,5 до 3,5 млн.человек, из которых около 1/3-1/2 – нелегальные мигранты их стран традиционного зарубежья). 

По третьему варианту прогноза (эскалации политической напряженности в субрегионе), предполагается следующий сценарий:

сохраняется некоторое опережение социально-экономического развития России по   сравнению с другими новыми независимыми государствами, дифференциация уровня жизни России и других стран СНГ возрастает, но не столь значительно, как по предыдущему варианту;

социально-экономическая мотивация переселений доминирует в миграционных потоках европейской части пост-СССР, отчасти – с севера Казахстана и Узбекистана;

отмечается рост фундаменталистских настроений в отдельных центральноазиатских государствах СНГ;

исламские экстремисты, при поддержке извне, провоцируют  вспышку вооруженного конфликта в субрегионе (наподобие баткенских событий), конфликт условно приурочен к 2003 году; 

в конфликт втягиваются центральноазиатские государства СНГ, идет его эскалация.

По данному сценарию отмечается всплеск вынужденных миграций в субрегионе и за его пределы, в первую очередь – в Россию, наряду с этническими россиянами активно выезжает коренное население Центральной Азии .

Иммиграция в Россию из новых независимых государств делится на три соразмерных потока: снижающийся, по сравнению с предыдущим вариантом, приток иммигрантов из европейских стран СНГ и Балтии, практически неизменный поток мигрантов из Казахстана и резко возросший приток мигрантов из государств Центральной Азии.

Вынужденные миграции из центральноазиатского региона с лихвой компенсируют снижение иммиграции из европейских стран постсоветского пространства: сальдо миграции составляет свыше 2,5 млн.человек (против 2,1 млн.человек по предыдущему варианту) из которых 80 % приходится на Казахстан и Среднюю Азию.

Социально-экономическая обусловленность миграций в европейской части пост-СССР и, отчасти, в Казахстане, повлечет всплеск трудовых миграций, хотя и не в таких масштабах, как по предшествующему варианту прогноза (до 3-3,5 млн.человек).

Сравнение вариантов прогноза демонстрирует, что при различных вариантах миграционной политики среднегодовое сальдо миграции Российской Федерации со странами СНГ и Балтии будет варьироваться от 237 тыс.человек до 517 тыс.человек.

Таблица 4
Варианты прогноза миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 годах, в среднегодовом исчислении, в тысячах человек

Этнические группы

1-й вариант

2-й вариант

3-й вариант

Прибыло

Русские

213

375

401

Представители других этносов России

38

66

76

Титульные народы, живущие не в своих странах

38

63

83

Коренные народы стран  проживания

73

142

157

Всего

361

647

716

Выбыло

Русские

65

119

102

Представители других этносов России

8

17

14

Титульные народы, живущие не в своих странах

8

17

18

Коренные народы стран  проживания

43

79

66

Всего

124

231

199

Миграционный прирост

Русские

147

256

299

Представители других этносов России

30

49

62

Титульные народы, живущие не в своих странах

30

46

64

Коренные народы стран  проживания

30

63

91

Всего

237

415

517

Наиболее серьезные последствия сопряжены с реализацией сценария политической нестабильности, особенно для Поволжья и Урала, ставших основным ареалом расселения иммигрантов из Центральной Азии.

По прикидкам, максимальный годовой прирост населения России за счет миграции вряд ли превысит 0,5 млн.человек и, скорее всего, составит от 300 до 350 тысяч человек. Много это или мало? – По расчетам демографов, только для восполнения половины естественной убыли населения необходима чистая миграция на уровне 750 тысяч человек.

Миграционный потенциал нового зарубежья, сформировавшийся на данный момент, не позволяет обеспечить такой прирост. Ни о каком сколько-нибудь значимом вкладе миграции в решение демографических проблем России в ближайшие годы и речи сегодня быть не может.

Приведенные оценки миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии достаточно относительны. Проблема не столько в том, что реальные миграционные потоки будут зависеть от неопределенности будущего и даже не в шаткости базовых параметров прогноза. Существенно, какую миграционную политику – не на словах, а на деле - будет проводить Россия. Речь даже не о сколько-нибудь значимых деньгах: рассчитывать на них в ближайшие годы было бы прожектерством. Быть может самое важное – правовое обеспечение миграционных процессов.

Ключевой проблемой является политика предоставления гражданства: активная иммиграционная политика, по определению селективная, нуждается в более жестком порядке предоставления гражданства. Гражданство должно стать желанным, но не общедоступным: не формой извинения правопреемника за распад СССР перед бывшими согражданами, не только формальным признанием лояльности, но гранью между двумя наборами прав и обязанностей. И эти наборы должны быть таковы, что для каждого иммигранта, задумывающегося о будущем своих детей, выбор был бы однозначен. 

Права и обязанности российских граждан и лиц, не являющихся таковыми, должны быть оформлены законодательно. Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы, правовые и организационные меры по противодействию незаконной миграции, возможно, определенные законодательные ограничения свободы передвижения и выбора места проживания/пребывания для лиц, не имеющих российского гражданства, могут стать действенным инструментом миграционной политики России.


[1] «РосБизнесКонсалтинг», 3 марта 2000; Россия привлекает приезжих // «Коммерсантъ», N 130, 25 июля 2001, с.2

[2] Россия привлекает приезжих // «Коммерсантъ», N 130, 25 июля 2001, с.2.

[3] Проект Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы. Приложение 2, Технико-экономическое обоснование важнейших показателей и расходования средств на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы., п.17, п.18.

Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований

Статья опубликована на сайте газеты "Иностранец" по адресу http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11028&chapter=10


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ