Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Перспективы политики иммиграции и натурализации в России и мире

Материалы экспертного опроса

Крылов Константин Анатольевич,
философ, публицист.

После событий 11 сентября в некоторых европейских странах (Дания, Великобритания) были реализованы меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики и процесса предоставления гражданства. Как Вы полагаете, обоснована ли в свете последних событий политика ужесточения иммиграции, будет ли она способствовать безопасности государств, подвергающихся нападениям со стороны мирового терроризма?

Я думаю, что проблемы с эмигрантами и эмиграцией имеют лишь косвенное отношение к проблемам безопасности. 11 сентября – это, скорее, повод, а не причина ужесточения иммиграционной политики.

Интересы западных стран в этом вопросе можно охарактеризовать следующим образом.

С одной стороны, они по-прежнему заинтересованы в дешёвой и не обладающей сколько-нибудь значительными правами рабочей силе, особенно в сфере услуг: профессиональные ниши мусорщиков и уборщиков, сиделок и медсестёр, водителей такси, беби-ситтеров и прочих лиц тяжёлых и непрестижных профессий всегда занимали именно эмигранты.

С другой стороны, крайне желательно, чтобы эмигрант приезжал в развитую страну на заработки и только на заработки, не имея других планов. Поэтому он не должен иметь возможность получить гражданство (или какие бы то ни было гражданские права), завести семью (и особенно детей), и даже жить на территории развитого государства излишне долго. Желательно, чтобы он получал как можно меньше полезных знаний о мире, в который он прибыл, и не мог их получить на месте временного проживания.

От способа разрешения этого противоречия зависит и иммиграционная политика развитых стран.

Соотносим ли, на Ваш взгляд, нынешний размах миграционных процессов на земном шаре с приоритетами устойчивого развития? Можно ли контролировать данные процессы?

Я не вполне понимаю, что такое «устойчивое развитие». Что касается контроля над этими процессами, то он возможен – в определённых условиях и определённых рамках. Для этого, правда, необходимо будет разобраться с остатками «демократических институтов», которые ещё существуют на Западе, прежде всего – преодолеть негативное отношение к сегрегации любого типа.

Есть все основания полагать, что XXI век станет временем контроля над личностью – осуществляемого, однако, в интересах этой самой личности. Уже сейчас люди готовы поступиться своей свободой, чтобы уберечься от чужой свободы. Современный западный человек готов провести всю жизнь под взором телекамеры, если это убережёт его от маньяка, террориста, или хотя бы уличного хулигана. Если же он будет уверен, что данные, полученные таким способом, ни в коем случае не станут известны его жене и его боссу, он согласится на это хоть завтра.

Проблемы с миграцией существуют лишь потому, что в современном мире человек (или группа людей) всё ещё может жить незаметно. Когда такая возможность исчезнет, и любой эмигрант будет немедленно обнаружен, многие проблемы исчезнут. Во всяком случае, грядущий «коммерческий тоталитаризм» это обещает.

Что Вы думаете о возможном направлении натурализационной политики в России? Должен ли быть облегчен процесс предоставления гражданства для 1) этнически русских, проживающих за пределами РФ 2) бывших граждан Советского Союза 3) беженцев из горячих точек на территории СНГ 4) представителей различных волн российской эмиграции и их потомков 5) людей, родившихся на территории России?

Здесь, опять-таки, имеются две стороны проблемы. С одной стороны, для России жизненно важно прервать, или хотя бы ослабить «плохую», «некачественную» эмиграцию в Россию – прежде всего отбросы некоторых «южных» обществ. С другой стороны, существует долг перед соотечественниками, невыполнение которого может обойтись России ещё дороже.

С моей точки зрения, этнические русские, проживающие за пределами РФ, могут и должны получать российское гражданство. Это может стать спасением от преследований, унижений, и угроз, которым подвергаются русские практически во всех странах СНГ, а также и за её пределами. Имеет смысл выработать нечто вроде израильского «закона о возвращении», согласно которому каждый русский, а также всякий, в ком течёт русская кровь, имеет право жить в России и стать её гражданином.

Что касается бывших граждан Союза, не являющихся русскими, то способ получать таковым российское гражданство должен быть более сложным. Здесь нужно отдавать приоритет образованным и хорошо говорящим по-русски людям. Следовательно, получение российского гражданства может быть связано со сдачей каких-то экзаменов... Это, впрочем, уже другая тема.

Должна ли, на Ваш взгляд, миграционная политика включать в качестве одной из своих задач сохранение социокультурного ядра России (российского государства как особого социокультурного организма)? Если да, то как можно охарактеризовать данное социокультурное ядро?

Безусловно, должна.

Я не встречал хороших описаний «социокультурного ядра» нашей страны и не готов предложить свой вариант. Из этого, однако, не следует, что его не существует. Напротив, это то, присутствие чего мы ощущаем постоянно, и к чему мы не можем относиться нейтрально (хотя оценки расходятся вплоть до полярных).

Может ли Россия стать иммиграционной страной, т.е. государством, проводящим активную иммиграционную политику? Нуждается ли наша страна в привлечении трудовых ресурсов, способных возместить потери в численности населения?

Да, разумеется. Если иммиграция имеет место, с ней надо что-то делать. Для начала следует определиться с тем, кого мы в России ждём, а кого нет, и почему. Неясность в этом вопросе (отчасти искусственная: современный политкорректный язык не даёт возможности обсуждать целый ряд крайне важных тем) может обойтись нам дорого.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ