Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Идентичность
или «десятки проблем, неотделимых друг от друга»

(введение в тему)

Татьяна Климова

Я хватаюсь за слово «идентичность».
Это ключевое слово. Его повторяют все время.
В этом слове сконцентрируются, на нем сойдутся
десятки проблем, неотделимых друг от друга.
Роберт Пенн Уоррен

На определенном этапе жизни у каждого из нас возникает необходимость ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не в глазах других?», «В чем мое предназначение и где мои корни?». Формальные ответы, не вызывавшие ранее сомнения, перестают устраивать. Именно этот момент означает кризис и начало формирования новой идентичности. Процесс, который сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути.

Наиболее подробно данная тема рассматривается в работах известного американского психолога Эрика Эриксона: «Идентичность: юность и кризис», «Детство и общество».

Так, им отмечено, что впервые термин «кризис идентичности» был употреблен во время Второй Мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Большинство пациентов, попав в экстремальные условия войны, потеряли ощущение тождества личности и непрерывности времени. Они утратили тот контроль над собой, который с точки зрения психоанализа обеспечивается лишь «внутренней силой» «эго». Об этом феномене заговорили как о потере «эго-идентичности». Несколько позже такие же существенные нарушения были обнаружены у некоторых молодых людей, раздираемых внутренними противоречиями. Отталкиваясь от клинического происхождения этих терминов, Эриксон соотносит патологический и эволюционный аспекты проблемы, анализируя «кризис идентичности» как важный атрибут жизненного пути человека.

Итак, что же такое идентичность (Лат.: identitas - тождественность)? Согласно словарю, значение этого термина следующее:

1. Свойство сущности или явления, для которого характерно совпадение, тождественность с одним или несколькими другими реальными или абстрактными сущностями или явлениями по основным или общим признакам.

2. Совокупность самобытных характерных особенностей человека составляющих личность индивида - индивидуальность.

3. Самоидентичность - самосознание, понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других субъектов. Субъективный эквивалент «Я».

4. Отношения, устанавливаемые при психологической идентификации.

Можно было бы сказать совсем просто: идентичность - это тождественность человека самому себе. Однако такой ответ лишь усложняет задачу, ставя перед загадкой. Мера себя, собственные пределы, координаты и параметры не даны нам зримо и натурально.

Поэтому, более строго говоря, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Сюда относится чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. Словом, идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой, согласно Эриксону, скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.

Всего Эриксоном выделяется восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер решения этих задач сказывается на всей последующей жизни, определяя, ее успешность и неуспешность.

Ключевая стадия для формирования чувства идентичности приходится на период подросткового и юношеского возраста - 11-20 лет (это соответствует 5-ой стадии эпи-генетического развития по Эриксону). В это время перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это необходимо объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Особую сложность представляет необходимость удерживать личные и социальные характеристики идентичности. Важнейшая проблема, стоящая перед взрослеющим человеком, заключается в том, чтобы осознать свою роль как члена общества, не теряя и не отказываясь от собственной уникальности, от особенностей своих интересов, способностей, придающих смысл и направленность всей жизни. При удачном протекании подросткового кризиса формируется устойчивая идентичность, при неблагоприятном -- идентичность спутанная, сопряженная с мучительными сомнениями индивида относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.

Вместе с тем, важно отметить, что развитие человека не начинается и не кончается идентичностью. Для зрелого человека она перестает быть абсолютной. Ее роль - роль якоря в стремительности существовании "здесь и сейчас".

Достичь действительной индивидуальности возможно, лишь преодолевая - раздвигая границы своей идентичности. И тогда вслед за Арсением Тарковским мы сможем сказать, что теперь:

… отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.

ноябрь, 2002 год


Татьяна Климова, психолог Центра Социально-психологической Адаптации Детей и Подростков «Генезис», преподаватель МГУ.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ