Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Год нервной жизни

Арабо-американцы всё более озабочены политикой Джорджа Буша, и во всё большем недоумении, что означает термин «арабо-американец».

В конце прошлого месяца около 50 арабо-американских лидеров собрались в Дерборне, шт. Мичиган, для встречи с кандидатом в губернаторы от демократов Дженнифер Грандхолм. Арабо-американцы были весьма озабочены всё возрастающим пристальным взглядом со стороны правительства.

С полным спектром чувств от страдания и боли до злости и национальной гордости арабо-американцы переживают теракты годичной давности. Всё это усложняется кризисом идентичности. К тому, что они определяют себя как арабо-американцы, многие считают себя также христианами-представителями среднего класса (большая часть мусульман в США – чёрные и азиаты), но иммиграция делает эту группу беднее и более мусульманской, таким образом приближая её к стереотипу, который многим из них не нравится.

Были ли на самом деле какие-либо отрицательные реакции по отношению к арабо-американцам? Сразу после 11 сентября имели место столкновения на расовой почве, но их количество уменьшилось, когда Буш осудил их. В мае департамент юстиции заявил, что расследовал 350 подобных преступлений. Однако, арабы и мусульмане в Соединённых Штатах более защищены от расовых атак, чем в Европе.

Беспокойство со стороны правительства происходит по-другому. Арабо-американцы считают, что Патриотический акт Джона Эшкрофта, принятый конгрессом ошеломляющим большинством в прошлом октябре, направлен против них. До сих пор почти все люди в Америке, находившиеся под следствием или подвергшиеся задержанию согласно этому акту, оказывались мусульманами.

Многие считают, что идея Буша «ополчиться» против арабо-американцев продиктована его внешней политикой. Они не поддерживают идею нападения на Ирак, в том числе и потому, что опасаются, что неудача в этом случае обернётся нападением на их страны. «Если США вторгнутся в Ирак, я бы не хотел жить в Дерборне» -- сказал Терри Ахвал, лидер палестинцев-христиан в окрестностях Детройта.

В прошлом октябре, как показало исследование арабо-американского института, 90% арабов были успокоены комментариями и действиями Буша. В мае эта цифра упала до 54%. Доля испытывавших на себе дискриминацию из-за происхождения не изменилась и составила одну треть. «Я не видел ничего более высокомерного, чем Буш и его клан,» – говорит Осама Сиблани, издатель Arab-American news и бывший сторонник Буша, -- «я не видел ничего менее сострадающего».

Текущей темой среди арабо-американцев является то, что г-н Ахвал назвал «мрачным чувством» нахождения под испытующим взглядом со стороны полицейских, коллег и соседей. Абдалла Бумедин, работающий с иракскими беженцами в Дерборне, указывает на то, что многие из них приехали в Америку, чтобы избежать гонений. «Некоторые из них находят что-то подобное здесь. Большая часть их беспокойства относится к вопросам безопасности. Они просто не знают, что с этим делать.»

Но действительно ли христианин, чей дед был из Ливана, подвергается одинаковым гонениям с йеменцем-мусульманином? Перед 11 сентября люди вроде г-на Зогби (чей брат Джеймс является президентом AAI) призывали к созданию арабо-американского лобби. Они надеялись, что, показав свою численность в таких штатах, как Мичиган, Калифорния и Нью-Йорк, они могут добиться большего влияния на всё: от внешней политики до в основном негативного их описания в голливудских фильмах. Однако сейчас они чувствуют себя связанными вместе, хотя и по плохой причине.

Между тем сама группа тоже меняется, как показывают западные пригороды Детройта Дерборн и Ливония. Ливония – несомненно, район среднего класса. Новый купол церкви святой Марии Антиохийской православной церкви возвышается над хорошо ухоженными домами в стиле ранчо. В большом и преуспевающем арабо-христианском приходе, основанном тридцать лет назад отцом Джорджем Шалхубом, прихожане сирийского, ливанского, палестинского, иорданского и иракского происхождения. Почти все они родились в Америке, многие из них – успешные профессионалы. Спенсер Абрахам, секретарь Буша по энергетике, является хорошим примером.

Ливония и подобные пригороды сохраняют следующую норму: около 70% арабо-американцев являются христианами. Но иммиграция меняет это. В Дерборне, в 15 минутах езды от Ливонии, значительную часть населения составляют вновь прибывшие иммигранты. Это в основном мусульмане из Ливана, Йемена и Ирака. Там женщины надевают платки на халяльных мясных рынках, кебабных лавках и арабскких книжных магазинах вдоль Уоррен-авеню.

В городке находятся восемь мечетей, и одна большая строится. Есть также несколько исламских школ, которые подчиняются правилам штата Мичиган, однако проводят ежедневные молитвы и обучение арабскому языку. В 1970 году доля мусульман среди иммигрантов с ближнего востока составляла 15%, а в 2000 цифра составила 73%, согласно недавнему исследованию вашингтонского Центра по изучению миграции.

Таким образом, есть различия, но есть и сходства, не только с Ливонией, но и с остальными иммигрантами всей Америки. Мусульмане в Дерборне не менее энергичны, чем христиане в Ливонии: цены на собственность сильно поднялись за последние десять лет, когда эмигранты наладили свои бизнесы. Захид Бухари, политолог из Джорджтаунского университета, оптимистично утверждает, что арабы просто напоминают другие группы, такие как католики, евреи, японцы, и даже женщины в том, что находятся под ударом. В результате, как он говорит, «мы всё более полны решимости работать в гражданской жизни Америки, чтобы стать более открытыми.»

«Экономист», 5 сентября 2002.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ