Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Закон Республики Беларусь
О ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
от 17 июня 1998 г.

Принят Палатой представителей 20 мая 1998 года
Одобрен Советом Республики 29 мая 1998 года
[Изменения и дополнения:
Закон от 24 июля 2002 г. № 134-З
(Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883) <H10200134>]

 Настоящий Закон устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.

 Статья 1. Сфера применения Закона

 Действие Закона распространяется на органы государственного управления, субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, включая лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – субъекты хозяйствования), занимающихся направлением граждан Республики Беларусь для оплачиваемой трудовой деятельности за границу, привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, на нанимателей Республики Беларусь, заключающих трудовые договоры с трудящимися-мигрантами, а также на трудящихся-мигрантов и членов их семей.

 Настоящий Закон не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства:

 а) получившим статус беженца или убежище на территории Республики Беларусь;

 б) ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или убежища в Республике Беларусь;

 в) постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;

 г) работающим в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, аккредитованных в Республике Беларусь, представительствах международных организаций, иностранных фирм, находящихся на территории Республики Беларусь;

 д) работающим в учреждениях, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, деятелям науки и культуры;

 е) священнослужителям, занимающимся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных в Республике Беларусь религиозных организациях;

 ж) обучающимся и проходящим производственную практику в рамках программ учебных заведений, а также работающим во время каникул;

 з) аккредитованным в Республике Беларусь в качестве сотрудников зарубежных средств массовой информации;

 и) приглашаемым для чтения курса лекций и другой учебной работы в учебных заведениях в качестве лекторов и инструкторов;

 к) трудоустраивающимся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

 Статья 2. Термины, применяемые в Законе

 Внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту) (далее - трудовой договор);

 маятниковая (приграничная) трудовая миграция - выезд граждан Республики Беларусь на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Республики Беларусь в целях получения оплачиваемой работы по трудовому договору при условии постоянного проживания на территории государства выезда;

 трудящийся-мигрант - лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает;

 приграничный трудящийся - трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или, по крайней мере, один раз в неделю;

 государство выезда - государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другом государстве;

 государство трудоустройства - государство, в котором трудящийся-мигрант занимался, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью;

 члены семьи - лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

 Статья 3. Органы государственного управления по  вопросам внешней трудовой миграции

 Органами государственного управления, обеспечивающими разработку и реализацию государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, являются Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также областные и Минская городская миграционные службы при комитетах (управлениях) по труду и занятости населения областных и Минского городского исполкомов (далее - территориальные органы по миграции).

 По поручению Совета Министров Республики Беларусь вопросы внешней трудовой миграции рассматриваются в пределах их компетенции и другими органами государственного управления.

 Статья 4. Порядок направления и привлечения рабочей силы

 Осуществление субъектами хозяйствования Республики Беларусь деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, а также привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

 Осуществление указанных видов деятельности без соответствующего разрешения (лицензии) не допускается.  За выдачу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности,  предусмотренной частью первой данной статьи, субъекты хозяйствования вносят в республиканский бюджет плату в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 Статья 5. Порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов

 Граждане Республики Беларусь, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор, заключенный с нанимателем, и визу государства трудоустройства, выданную его дипломатическим представительством или консульским учреждением.

 Порядок привлечения трудящихся-мигрантов, возрастные и иные требования к ним устанавливаются законодательством государства трудоустройства, международными договорами Республики Беларусь.

 Трудящиеся-мигранты въезжают для трудоустройства в Республику Беларусь и возвращаются в государство выезда по визе, выданной в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь за границей.

 Виза может быть продлена в случаях:

 а) продления срока трудового договора с трудящимся-мигрантом;

 б) представления документов, подтверждающих уважительность причины ее неиспользования (болезнь, стихийное бедствие и др.) и сохранение рабочего места согласно заключенному с нанимателем трудовому договору.

 Трудящиеся-мигранты, прибывшие в Республику Беларусь, подлежат в установленном порядке регистрации в органах внутренних дел по месту их временного проживания.  По истечении срока действия трудового договора трудящиеся-мигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства.

 Трудящиеся-мигранты и члены их семей в случае необходимости могут в любое время выехать из Республики Беларусь.

 Статья 6. Въезд и пребывание членов семей трудящихся-мигрантов

 Члены семьи трудящегося-мигранта могут въехать в Республику Беларусь вместе с трудящимся-мигрантом или присоединиться к нему в период его оплачиваемой трудовой деятельности, если это предусмотрено условиями заключенного с нанимателем трудового договора.

 Статья 7. Групповые перемещения трудящихся-мигрантов

 Групповые перемещения трудящихся-мигрантов осуществляются на основании заключенных Республикой Беларусь международных договоров, которыми определяются порядок въезда, выезда и пребывания групп трудящихся-мигрантов, условия их труда и его оплаты, социальное
обеспечение.

 Статья 8. Маятниковая (приграничная) трудовая миграция

 Государство содействует обмену рабочей силой между приграничными территориями Республики Беларусь и соседних государств в интересах развития экономических, научно-технических, культурно-просветительных связей. Контроль за приграничной трудовой миграцией осуществляется территориальными органами по миграции Республики Беларусь.

 Порядок привлечения приграничных трудящихся на территорию Республики Беларусь, их правовое положение регулируются международными договорами, законодательством Республики Беларусь.

 Статья 9. Квоты (пределы) для трудящихся-мигрантов

 Совет Министров Республики Беларусь с учетом государственных интересов и ситуации на внутреннем рынке труда и приоритетности права граждан Республики Беларусь на занятие вакантных мест устанавливает квоты (пределы) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.

 Статья 10. Трудовой договор

 Трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором, который заключается в письменной форме на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке и должен содержать данные:

 о сроке его действия, характере и месте оплачиваемой работы, условиях труда и его оплате, в том числе за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
 о размере премий, надбавок и удержаниях с заработной платы;
 о правах, обязанностях, ответственности сторон, порядке и условиях расторжения или продления трудового договора;
 об организации переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта и членов его семьи;
 о порядке и условиях социального страхования трудящегося-мигранта;
 о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта в процессе его оплачиваемой трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.   Наниматель Республики Беларусь обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор в территориальном органе по миграции.

 Один экземпляр трудового договора вручается трудящемуся-мигранту до его выезда в государство трудоустройства.

 Статья 11. Принцип равенства

 При заключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей и привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы должен соблюдаться принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

 Не допускается наем трудящихся-мигрантов на условиях, унижающих человеческое достоинство, наносящих вред здоровью.

 За гражданами Республики Беларусь, выехавшими за границу для оплачиваемой трудовой деятельности по трудовому договору, сохраняются права и обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

 Статья 12. Обеспечение занятости и социальных  прав трудящегося-мигранта

 Государство принимает меры по обеспечению занятости и социальных прав трудящегося-мигранта.  Если трудовой договор с трудящимся-мигрантом расторгнут в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности, штата работников предприятия, организации, учреждения, соответствующие органы государственного управления Республики Беларусь принимают меры по вовлечению трудящегося-мигранта, насколько это возможно, с его согласия, в другие равноценные трудовые отношения на срок действия заключенного трудового договора.  На трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь для высвобождаемых по указанным основаниям работников – граждан Республики Беларусь, если иное не предусмотрено трудовым договором.  При нарушении условий трудового договора нанимателем Республики Беларусь органы государственной миграционной службы Республики Беларусь оказывают содействие трудящемуся-мигранту в получении причитающихся ему льгот и компенсаций, досрочном расторжении трудового договора и возвращении в страну выезда за счет нанимателя.  В случае нарушения нанимателем условий трудового договора с трудящимся-мигрантом, являющимся гражданином Республики Беларусь, выехавшим для оплачиваемой трудовой деятельности за границу, трудящийся-мигрант вправе обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь, которые обязаны принять меры по защите его прав, в том числе на получение причитающихся льгот и компенсаций, расторжению трудового договора и возвращению трудящегося-мигранта (и членов его семьи) в Республику Беларусь за счет нанимателя.

 Статья 13. Особенности въезда в Республику Беларусь для  трудовой деятельности отдельных категорий работников

 Государство стимулирует въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, инвестирующих экономику страны, создающих на ее территории иностранные и совместные предприятия, благотворительные фонды, а также осуществляющих подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.  Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами разрешения (лицензии) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.  Въезд указанных категорий иностранных специалистов согласовывается с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 Статья 14. Досрочное возвращение трудящегося-мигранта  в государство выезда

 В случае досрочного расторжения трудового договора по вине трудящегося-мигранта в соответствии с законодательством Республики Беларусь расходы на его возвращение в государство выезда оплачиваются за счет его личных средств. При досрочном расторжении трудового договора по вине нанимателя расходы на возвращение трудящегося-мигранта в государство выезда несет наниматель.  В случаях невозможности покрытия расходов на отправку трудящегося-мигранта из Республики Беларусь в государство выезда за счет его личных средств или средств нанимателя финансирование этих расходов может осуществляться за счет средств республиканского бюджета.

 Статья 15. Социальное обеспечение

 В случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка трудящиеся-мигранты, работающие на территории Республики Беларусь по трудовому договору, пользуются льготами, пособиями в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

 Вопросы пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей регулируются двусторонними международными договорами Республики Беларусь.

 Статья 16. Возмещение вреда, причиненного  здоровью трудящегося-мигранта

 Возмещение вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей за границей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего, производится в соответствии с трудовым договором.

 Органы государственного управления Республики Беларусь или по их поручению другие органы оказывают содействие в переводе сумм, причитающихся за причиненный вред здоровью, по месту жительства трудящегося-мигранта, занимающегося оплачиваемой трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

 В случае смерти работника наниматель обеспечивает перевозку тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда и несет все связанные с этим затраты. Наниматель информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти работника.

 Не допускается высылка трудящегося-мигранта в государство выезда при увечьи или болезни, связанных с исполнением трудовых обязанностей в Республике Беларусь, кроме тех случаев, когда потерпевший гражданин желает этого сам или это предусматривается международным договором Республики Беларусь.

 Статья 17. Перевод денежных средств

 Трудящиеся-мигранты, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в Республике Беларусь, могут осуществлять перевод заработанных средств и сбережений на территорию государства выезда в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

 Статья 18. Налогообложение трудящихся-мигрантов

 Налогообложение трудящихся-мигрантов, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью в Республике Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Исключение двойного налогообложения заработков трудящихся-мигрантов регулируется международными договорами Республики Беларусь.

 Статья 19. Ввоз и вывоз трудящимися-мигрантами личного  имущества, инструментов и оборудования

 Трудящиеся-мигранты и проживающие вместе с ними члены их семей могут временно ввозить в Республику Беларусь в течение срока действия контракта товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, инструменты и оборудование, необходимые для выполнения функциональных обязанностей, а также вывозить указанные товары, инструменты и оборудование в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Статья 20. Ответственность субъектов хозяйствования

 Субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать соответствующие органы государственного управления Республики Беларусь и трудящихся-мигрантов, принимаемых на работу по трудовому договору, объективной информацией о характере работы, об оплате и охране труда, условиях проживания, о социальном и медицинском обеспечении, проезде трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту оплачиваемой трудовой деятельности и возвращении в государство выезда.  Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, а также привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, которые ввели в заблуждение нанимающихся работников и представили в органы государственной миграционной службы Республики Беларусь ложные сведения о характере трудовой деятельности, лишаются права на осуществление этой деятельности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Статья 21. Предотвращение нелегальной трудовой миграции

 Органы государственной миграционной службы Республики Беларусь совместно с другими органами государственного управления принимают меры для предотвращения и пресечения нелегального миграционного движения, незаконного найма граждан Республики Беларусь для работы за границей и иностранных граждан для работы в Республике Беларусь.

 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, территориальные органы по миграции имеют право проверки деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

 Субъекты хозяйствования, допустившие нарушение установленного порядка направления граждан Республики Беларусь для оплачиваемой трудовой деятельности за границу и привлечения иностранных граждан для оплачиваемой работы в Республике Беларусь, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Статья 22. Меры против вводящей в заблуждение информации

 Органы государственной миграционной службы Республики Беларусь обеспечивают граждан Республики Беларусь достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции и принимают меры, направленные на предотвращение распространения информации, вводящей в заблуждение.

Публикация информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей без согласования с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь запрещается. Субъекты хозяйствования и средства массовой информации за нарушение порядка рекламирования деятельности в сфере внешней трудовой миграции, а также в случае признания рекламы ненадлежащей несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

 Статья 23. Международное сотрудничество по проблемам  внешней трудовой миграции

 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в целях урегулирования проблем, возникающих в процессе внешней трудовой миграции, развивает сотрудничество с другими государствами и соответствующими международными организациями.

 Статья 24. Применение международных договоров

 Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

 Статья 25. Заключительные положения

 Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.  Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

разработать и внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

 привести в соответствие с настоящим Законом решения Правительства Республики Беларусь;

 обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ