Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация
Международное общественное движение
содействия мигрантам и их объединениям
“ФОРУМ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ”

Комментарий к Федеральному закону
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Государственной Думой РФ имеет, безусловно, позитивное значение. Положения прежнего нормативного акта, закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" безнадежно устарели и требовали не просто корректировки, а серьезного обновления. Изменились внешние условия, в которых существует наше государство, многократно увеличился поток иностранных граждан, приезжающих в Россию, да и часто сами иностранцы, особенно из государств бывшего СССР, являются выходцами из России или этническими россиянами.

Что хорошего в новом законе.

Статья 2 впервые вводит в российское миграционное право понятия - "миграционная карта", "разрешение на временное проживание", "законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане". Последнее, наконец, позволяет определить, кто в Российской Федерации называется "нелегалом". И это все, в конечном счете, как нам представляется, должно упорядочить положение иностранных граждан в России.

Статья 4 наделяет иностранных граждан равными с россиянами правами и обязанностями и фиксирует в федеральном законе соответствующую норму Конституции РФ (статья 63, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Статья 11 - "право иностранных граждан на свободу передвижения в пределах РФ". Статья, предполагающая, на мой взгляд, по крайней мере, дискуссию о правомочности ряда приказов МВД, в частности положение о подачи заявлений на приобретение российского гражданства исключительно по месту постоянной регистрации (по месту жительства), а не, также, по месту пребывания.

Статья 12 - "отношение иностранных граждан к избирательному праву". Прогрессивная, европейская статья, дающая право, постоянно проживающим иностранцам избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме. На постсоветском пространстве только законодательство Эстонии предусматривает такое право для иностранцев. В Латвии, например, этого точно нет, хотя эта страна одной ногой в ЕС.

Глава III - "регистрация иностранных граждан в РФ". Теперь регистрация будет производиться по письменному заявлению иностранного гражданина, "если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку пограничного контроля о въезде в РФ, и документ, удостоверяющий личность" (статья 23). Из содержания статьи можно понять, что перечень документов является исчерпывающим и если это действительно так, то ряд подзаконных актов и требований МВД о регистрации иностранцев теряют силу.

Статья 13 - "иностранцы и трудоустройство", предусматривает право на работу только при наличии разрешения на работу. Но тут необходимо отметить, что временно и постоянно проживающие иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность без указанного разрешения.

Указанные нормы в законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дают специалистам соответствующие механизмы для защиты прав и законных интересов иностранных граждан.

Что вызывает опасения.

Особенно пугает путаница со сроками, предусмотренными законом. Например, статья 5 - "временное пребывание иностранных граждан в РФ", - в пункте первом определяет срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ сроком действия выданной ему визы или, для иностранных гр-н, прибывших в РФ в порядке не требующем получения визы - не более 90 суток. Пункт второй 5-ой статьи обязывает иностранцев покинуть РФ по истечении срока действия визы, либо по истечении 90 суток. Это положение противоречит следующей, 6-ой статье - "временное проживание иностранных гр-н в РФ". Пункт 4 этой статьи позволяет чиновникам рассматривать заявление иностранного гр-на о разрешении на временное проживание в РФ шесть месяцев и фактически вынуждает иностранца, у которого истекли 90 суток пребывания в РФ, еще три месяца нелегально находиться в стране в ожидании получения разрешения.

Практика и Европейского Союза, и США, предусматривает возможность легального нахождения на все время рассмотрения заявления соискателя. В нашем случае разумно было бы или сократить срок рассмотрения заявлений до 90 суток, или продлить срок нахождения в РФ лиц, прибывших в порядке, не требующим получения визы до 180 дней (тем более, что пункт 5-ый 6-ой статьи обязывает фискальные и силовые органы власти в двухмесячный срок предоставлять информацию о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранцу разрешения на временное проживание).

Пункт третий, статьи 6-ой определяет категории лиц, имеющих право на получение разрешений на временное проживание без учета правительственных квот. Подпункты второй и третий указывают на нетрудоспособных родителей, хотя правильнее было бы говорить не только о родителях, а и о старших родственниках. Иначе закон оставляет без преференций, например, бабушек и дедушек, а часто именно им более всего нужна помощь со стороны родных.

Статья 7-ая, пункт 5-ый предусматривает в качестве основания для отказа в выдаче, либо аннулирования разрешения на временное проживание наличие приговора суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Из текста неясно, какого суда, какой страны. Если имеется в виду страна прежнего проживания, то совпадают ли характеристики степени тяжкости преступлений в российском уголовном законодательстве и уголовном законодательстве страны прежнего проживания. Например, сам факт кражи, вне зависимости от размера, в исламском уголовном праве является тяжким преступлением, а в РФ квалифицируется в зависимости от размера причиненного вреда, наличия прошлых судимостей и др. и может быть признан не тяжким преступлением.

Статья 7-ая, пункт 9-ый, "разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин … по истечению трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством". О каком жилом помещении идет речь? Расплывчатость формулировок дает основание армии чиновников на местах трактовать этот пункт как им заблагорассудится. Нужна расширенная формулировка, позволяющая иметь жилье не только в собственности, но и в найме, в том числе и коммерческом, как это принято во всем цивилизованном мире.

Статья 8 - "постоянное проживание", пункт первый вводит следующий алгоритм действий: виза - разрешение на временное проживание - вид на жительство (постоянное проживание) и следующие сроки: 90 дней - до трех лет (разрешительное заявление рассматривается 6 месяцев) - до 5 лет (до подачи заявления необходимо в РФ прожить не менее одного года). Это значит, что претендент на российское гражданство должен до получения гражданства ждать не 5 лет (или один год в упрощенном порядке) как предусмотрено в законе, а, по меньшей мере, на один год больше, так как он не может претендовать на получение вида на жительство без приобретения разрешения на временное проживание и не прожив как минимум год в стране. В реальности же сроки увеличатся на порядок.

Кроме указанного выше, статья 8 ничего не говорит о сроках рассмотрения заявлений о разрешении на постоянное проживание, что чревато в нашей стране нарушениями всех мыслимых сроков вообще.

Статья 9 - "основания отказа в выдаче вида на жительство". То же, что статья 7-ая. Отсутствие четких формулировок в пунктах 5) и 9).

Статья 16 - "порядок оформления приглашения на въезд в РФ". Пункт 5-ый вводит требование к приглашающей стороне на предоставление гарантий материального, жилищного и медицинского обеспечения иностранца. Это новация. Можно предположить, что органы внутренних дел сочтут необходимым требовать наличия у приглашающего лица постоянной регистрации (здесь мы возвращаемся к тем положениям статьи 9-ой, которые вызывают у нас несогласие), а также подтверждения стабильного материального положения. И оформление приглашения в этом случае превратится для приглашающей стороны в хождение по мукам.
Положительным моментом в этой статье является возможность оформлять приглашения на въезд в РФ по ходатайству постоянно проживающих в РФ иностранцев.

Глава IV - "учет иностранных граждан" предполагает создание банка данных. Вопрос к законодателю: на какие деньги? Закон вступает в силу 1 ноября этого года, однако известно, что статьи расходов в бюджете МВД давно расписаны.

Статья 31 использует такое правовое понятие как депортация, предусматривая случаи, когда это возможно. Из текста статьи неясно, производится ли депортация по решению суда или же достаточно решения федерального органа исполнительной власти или его территориального органа. Статья 34-ая, например, говорит именно об административном выдворении. Это архиважный вопрос. Еще нужно отметить, что депортация очень дорогое удовольствие. И отсутствие у РФ соглашений о реадмиссии (возвращении нелегалов на территорию страны прежнего пребывания) со странами ЕС вызвано именно бедностью российского бюджета. Где же найдутся деньги? Не там ли где и для создания банка данных - в средствах, выделенных бюджетом на обустройство вынужденных переселенцев? Например, "перераспределят" средства, предусмотренные для выдачи беспроцентных кредитов. Благо, что новый Бюджетный Кодекс не дает пока возможности исполнять пока эту расходную статью бюджета.

Статья 37 - "срок временного пребывания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке не требующем получения визы". Ее нумерация вполне, соответствует невольной ассоциации с приснопамятным 37-ым годом. Репрессивные действия, которые подразумевает данная статья, направлены, прежде всего, на наших соотечественников, бывших граждан СССР. Многие из них уже годы живут и трудятся в России. И то, что у них до сих пор не урегулированы вопросы гражданства вина органов исполнительной власти, а не этих людей. Фактически ставится крест на идее иммиграционной амнистии. И необходимо понимать, что после вступления в силу закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и применения административных санкций по отношению к субъектам статьи 37 об иммиграционной амнистии в принципе можно забыть.

Отсутствие избирательного подхода к находящимся на территории РФ выходцам из стран Содружества приведет к массовому оттоку лояльного к России, трудоспособного, а часто и хорошо образованного населения. Никакая статистика толком не говорит, сколько граждан стран СНГ живет и работает в РФ, однако каждый год население России сокращается на 600-700 тысяч человек. В этом контексте предстоящие репрессивные действия силовых структур не будут способствовать, мягко говоря, укреплению государства.

Комментарий подготовлен Паном А.Н., юридическим консультантом "Форума переселенческих организаций".


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ