Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Закон для борьбы с нелегалами

Комментарий юриста международной юридической компании «Backer&McKenzie» Марьяны Марчук

Вступление в силу закона об иностранных гражданах мало что изменит для тех, кто привык соблюдать закон. Скорее, надо готовиться к процедурным трудностям, которые, как обычно, кроются в деталях, но, в общем-то, закон существенно не отразится на работе подобных организаций. Трудности в работе могут возникнуть у тех, кто привык, что на протяжении последних 10 лет в России был достаточно либеральный порядок, когда все знали, что можно получить приглашения и визы через третье лицо при помощи туристической компании. В подобной ситуации иностранные граждане приезжали на продолжительное время с целью работы, но при этом для них оформлялись туристические визы. Закон должен существенно изменить положение таких иностранных граждан, в связи с чем, им придется пересмотреть способ своей легализации в России. Однако, тем, кто и ранее работал легально, закон не должен создать дополнительных трудностей.

В законе «О правовом положении иностранных граждан» нет норм, которые бы значительно отличались от положений аналогичных законов, применяющихся в развитых странах. Поэтому, влияние данного закона должно быть, скорее, позитивным, хотя бы потому, что этот документ достаточно грамотно написан и четко описывает критерии, по которым власти могут отказать в выдаче разрешения на работу. С этой точки зрения, закон является прогрессивным нормативным актом и должен облегчить жизнь иностранным работникам и их работодателям. Единственный вопрос остается в имплементации подзаконных актов, поскольку до сих пор не приняты необходимые для реализации закона 16 документов. Кроме того, вызывает опасения и качество их написания, то, как будут сформулированы их основные положения, с тем, чтобы не допустить произвола со стороны непосредственных исполнителей.

Необходимо отметить, что опасения, связанные с передачей функций МИДа по регулированию правил пребывания иностранцев на территории Российской Федерации Министерству внутренних дел, представляются несколько преувеличенными. На легальной трудовой деятельности иностранцев новые правила, вероятно, никак не отразятся. Кроме того, передача функций по приглашению иностранных граждан, по выдаче им разрешения на работу, и по контролю за их пребыванием в руки одного ведомства, должно облегчить получение достоверных данных о них и об их деятельности.

Единственная проблема может возникнуть с выдачей приглашений на въезд по просьбам юридических лиц, с чем МВД никогда ранее не сталкивалось. По некоторым данным, ранее Министерство иностранных дел получало до 2 тысяч запросов о выдаче приглашений в день от юридических лиц. И в этой связи, не понятно, хватит ли у МВД ресурсов, чтобы достаточно быстро выдавать приглашения и не тормозить весь процесс.

В отношении граждан, пользующихся правом безвизового въезда, необходимо отметить, что их положение вследствие нового закона может измениться. Что касается граждан Беларуси, то здесь действуют следующие правила. По общему правилу, они являются иностранцами, однако, согласно предварительному договору о создании Союза России и Беларуси 1998 года, белорусы пользуются равными с россиянами правами при трудоустройстве, им не требуется получать отдельное разрешение на осуществление трудовой деятельности. Что же касается граждан Молдовы, Украины или других стран, с которыми у России есть двусторонние соглашения о праве безвизового проезда, требование о разрешениях на работу было применимо к ним и до введения этого закона в силу. В новом законе есть положения, которые предлагают правительству Российской Федерации провести переговоры с сопредельными государствами относительно пересмотра этих соглашений.

Так, в проектах соглашений о безвизовых поездках граждан с Болгарией и Румынией 2002 года предусмотрено требование о наличии визы для въезда в Россию с целью работы. Вероятно, что соглашения, в том числе относительно Украины и Молдовы, будут пересмотрены при сохранении безвизового режима для частных поездок. Однако для въезда с целью работы, необходимо будет, в дополнение к разрешению на работу, получать и визу.


Комментарий опубликован на сайте "Бюро правовой информации" по адресу: http://www.bpi.ru/comment.asp?ob_no=14898


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ