Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Закон об иностранцах – закон чиновничьего произвола

О новом Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» рассказывает в интервью изданию "Бюро правовой информации руководитель юридической сети "Миграция и право" правозащитного центра "Мемориал", председатель Региональной общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», член правительственной Комиссии по миграционной политике и Комиссии при президенте по правам человека Светлана Ганнушкина.

- Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации был подписан три месяца назад и с 1 ноября вступает в силу, однако до сих пор не приняты необходимые для его реализации подзаконные акты. Что делать в данной ситуации иностранным гражданам?

- Конечно, основная проблема, связанная с этим законом - он до сих пор не снабжен подзаконными актами. И никто из нас до сих пор не знает, каковы же критерии предоставления, например, вида на жительство, какие действия надо предпринять иностранцу, чтобы получить вид на жительство, как и в какой срок будет приниматься решение о выдаче вида на жительство. По своей сути закон «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации» напоминает инструкцию МВД, а не федеральный закон, утверждающий права и обязанности, если не гражданина, то жителя Российской Федерации. Это полицейский закон, закон, не обеспеченный правилами обжалования, не прописывающий прав иностранных граждан на территории Российской Федерации, а прописывающий лишь карательные меры за его нарушение. Конечно, обжалование возможно и в общем порядке, но такие законы, которые сказываются на судьбах миллионов людей, должны быть обеспечены точнейшим механизмом.

К сожалению, этот закон окажется драматичным для тех, кто уже много лет живет на территории России. Такие люди законом поставлены в положении вновь прибывших в страну. Более того, закон не обеспечивает такими льготами и не поручает правительству или какому-либо иному исполнительному органу выработать для них какие-то особые правила. И одной статьи 37 «Срок временного пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу Федерального закона «Об иностранцах…» в порядке, не требующем получения визы» недостаточно для урегулирования данной проблемы. Таким образом, с 1 ноября эти люди окажутся делегализованы. Это совершенно беспрецедентная ситуация, которой нет аналога нигде в мире, поскольку цивилизованные страны, как правило, наоборот, издают однократные акты, легализующие людей, давно живущих на их территории. И, разумеется, такие акты должны быть изданы до вступления в силу этого закона.

Кроме того, в те же условия поставлены и граждане из «дальнего зарубежья». Например, граждане Афганистана, так и не получившие статус беженца, также остаются вне закона, и для них, равно как и для всех тех, кто уже более 10 лет живет на территории России, все процедуры начинаются сначала. А в ситуации полного отсутствия подзаконных актов – на сегодняшний день принято только 3 постановления правительства - механизм дальнейшего поведения непонятен. Даже у всех уполномоченных структур, например, паспортно-визовых служб, с которыми мы встречаемся в регионах, возникают вопросы, ответа на которые пока нет. Они нас просят обратиться в Москву, с тем, чтобы им разъяснили, как работать, по каким правилам выдавать приглашения и визы со дня вступления в силу нового закона.

Обобщая сказанное, нам представляется, что закон этот отрицательно скажется на огромной массе людей, которых мы как будто не желаем замечать здесь, в России. При этом сказывается странная психология наших властей, которые предполагают, что если они перестанут на законодательном уровне замечать этих людей, то люди исчезнут. На самом деле это живые люди и физически они остаются на территории России, а большинству из них некуда деваться. И ставя их в нелегальное положение, мы создаем органам внутренних дел, в ведение которых переходит «попечение» об иностранцах, простор для произвола. Что усиливает и без того страшную криминальную ситуацию в России. Все это не только бесчеловечно, но и антигосударственно. И не понятно, чьим целям будет служить такой вот «замечательный» закон.

- Получается, что, с одной стороны, закон разрабатывался для того, чтобы упорядочить пребывание иностранных граждан, а с другой – он вносит еще большую сумятицу во все связанные с этим процессы.

- Действительно, Закон «О правовом положении иностранных граждан» содержит в себе значительные противоречия. Фактически там сказано, что если человек не имеет вида на жительство, то он не может работать. А для того, чтобы поступить на работу, он должен иметь вид на жительство. Кроме того, закон содержит очевидные дискриминационные положения для иностранцев по признаку материальной обеспеченности по принципу «Россия не для бедных, Россия только для богатых». Поскольку в соответствии с законом требуется, чтобы человек предъявил документы о том, что он может обеспечить себя и всех членов своей семьи на уровне прожиточного минимума. Но прожиточный минимум у нас, как известно, существенно отличается от минимальной заработной платы. К тому же фактически половина России, если не ее большая часть, живет ниже прожиточного минимума. Таким образом, мы хотим видеть перед собой только богатых людей, при этом не делаем исключение для тех, кто непосредственно связан с Россией, то есть для наших бывших соотечественников, для наших близких родственников и друзей. Получается, что мы отказываем даже престарелым родителям в праве поселиться у своих детей, и мы с этим на практике уже неоднократно сталкивались. Например, сейчас мы ведем два дела, двух молодых людей, грузин из Абхазии, которых сейчас депортируют. Куда – неизвестно. Абхазия – это не признанная страна, депортировать их в Абхазию невозможно. Значить наши власти их будут считать гражданами Грузии, хотя они живут уже больше 10 лет на территории России и грузинского гражданства не принимали. Тем не менее, их депортируют в Грузию, где у них ни родных, ни близких. То есть человек окажется в ситуации, аналогичной той, в которой нам приходится принимать своих депортированных - мы не обеспечиваем их ни жильем, ни малейшей возможностью жить. Помимо того, что это очевидное нарушение Конституции РФ, это еще и очевидное нарушение здравого смысла. Сейчас они оба находятся в заключении, а за какие грехи - непонятно. Оба имели пятилетнюю регистрацию в Москве, соответственно, они уже, по меньшей мере, лет 5 живут на законных основаниях в России.

- В таком случае, не собираетесь ли вы обращаться с жалобой в Конституционный Суд?

- Совершенно верно, мы собираемся обращаться в Конституционный Суд и, в первую очередь, мы собираемся обжаловать норму Административного кодекса, который предполагает возможность задерживать и лишать свободы, заключать под стражу на неограниченный срок людей, которых собираются депортировать. То есть, обеспечивающая мера оказывается более жестокой, чем мера наказания, потому что в административном порядке можно человека заключить под стражу сроком не более, чем на 15 суток. А мы знаем, что у нас есть жители, граждане других стран, которые по несколько лет находятся в этих приемниках, из которых не могут выбраться, страны их не принимают, денег на депортацию нет и они сидят в заключении, не имея никакой возможности оттуда выбраться. По этому поводу мы уже направили жалобу в Европейский суд.

- Как измениться процедура трудоустройства для тех иностранцев, которые работают здесь на крупных фирмах в качестве экспертов и аналитиков?

- Я думаю, что для людей, которые занимаются здесь крупным бизнесом, и для людей, которые принимают к себе на работу на большую зарплату иностранных граждан или граждан СНГ проблем не будет. Ведь весь ужас в том, что в нищей стране, такой как наша страна, где за чертой бедности живет 50% населения, мы принимаем законы, которые может быть годились бы для богатой страны. Когда мы говорим, что в Канаду или США можно въехать имея определенный капитал, необходимо помнить, что в эти страны можно въехать и совершенно нищему человеку, которого государство принимает чисто из гуманитарных соображений.

Например, сейчас США принимают наших Бакинских беженцев – людей пенсионного возраста, которые в течение многих лет жили, в лучшем случае, в гостиницах, общежитиях или частном секторе. И вдруг выясняется, что они не граждане России, вдобавок, не понятно, кто и как будет выдавать им вид на постоянное жительство. И теперь Соединенные Штаты берут этих стариков к себе чисто из гуманитарных побуждений. Получается, что наши бесконечные попытки копировать западное законодательство – абсолютная ложь и фальшь. Во-первых, у нас другие условия, а во-вторых, наши законы исполняются иначе.


Интервью опубликовано на сайте "Бюро правовой информации" по адресу   http://www.bpi.ru/comment.asp?ob_no=1481701


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ