Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России (I)

Мирон Боргулев
(аналитическая группа РА)

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе, да, пожалуй, и в мире. Она принимает иммигрантов со времён Великой Французской революции, однако массовым этот прием стал только в XX в., когда во Францию прибыло множество иммигрантов с разных концов света.

Ещё со времён Великой революции 1789 г. Франция принимала иммигрантов из cамых разнообразных стран. В 1869 г., когда отмечалось столетие Революции, в стране уже насчитывалось более миллиона иммигрантов, многие из которых в связи с этим юбилеем получили гражданство. Сначала иммиграция имела и определенный политический оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были поляки, бежавшие из России, армяне, бежавшие из Турции. Позднее, к началу XX в., политические иммигранты стали всё более сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. В эту волну во Францию прибывали иммигранты в основном из европейских стран: Польши, Италии, Португалии. Вторая волна трудовой иммиграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 50-е годы, когда французская экономика вновь испытала нехватку рабочих рук. В этот раз, однако, состав мигрантов оказался несколько иной: доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали иммигранты с других континентов,  в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки. Этот период закончился с нефтяным кризисом 1973 г.: тогда в результате спада французской экономики было принято решение ограничить приток иммигрантов. С тех пор трудовая иммиграция уступила место иммиграции с целью воссоединения семей.

Сейчас во Франции при проведении переписи населения не проводится изучение национального происхождения: поэтому можно отследить только иностранцев — лиц, не являющихся гражданами Франции, и иммигрантов — лиц, родившихся за пределами Франции и проживающих на её территории. По данным переписи 1999 г., во Франции (на территории метрополии) находится 3 млн. 226 тыс. иностранцев, что составляет 5,6% населения. Всего же иммигрантов насчитывается 4 млн. 310 тыс. человек, что соответствует естественному приросту населения Франции за период с 1990 по 1999 г. В то же время число иностранцев сократилось на 9%, в основном из-за натурализации, которую за этот период прошли 550 тыс. человек. Также 190 тыс. иностранцев за этот период умерли. Всего за историю Франции последнего времени стали гражданами Франции 36% иммигрантов. Иностранные граждане Франции в зависимости от страны своего происхождения распределяются следующим образом: выходцы из Алжира – 500 тыс., Марокко – 450 тыс., бывшей Югославии – 460 тыс., Сенегала– 390 тыс., Польши – 370 тыс., Мали –360 тыс., ДР Конго – 250 тыс.

Национальная структура иммигрантов за послевоенные годы также претерпела сильные изменения. Если поначалу основную долю иммигрантов составляли выходцы из менее благополучных стран Европы (Италии, Бельгии, Польши), то впоследствии их место стали занимать португальцы,  а также жители французских колоний Северной Африки. Позже возник значительный приток иммигрантов из стран Тропической Африки. С падением «железного занавеса» активизировался приток иммигрантов из стран Восточной Европы. Также за последние 15 лет заметно выросло число уроженцев Юго-Восточной Азии и Турции. В общей динамике численности иностранцев в стране заметно уменьшение доли европейцев: если в 1975 г. они составляли 57% иностранного населения, то в 1990 – 49% и 45% в 1999 г. Среди национальных общин сейчас наибольшую численность имеет португальская, однако, суммарное количество выходцев из стран Магриба (Алжира, Туниса и Марокко) превышает число португальцев. Однако до 1975 г. самой большой общиной являлась итальянская (32% всех иммигрантов), за ними шли испанцы, поляки и алжирцы. В связи с доминированием миграции с целью воссоединения семей, изменился и половозрастной состав мигрантов: увеличилась доля пожилого населения (с 1990 г. число иностранцев моложе 20 лет уменьшилось на 22%, а доля лиц старше 40 лет увеличилась на 15%). Также выровнялись доли мужского и женского пола среди иностранцев.

Миграционное законодательство Франции неодинаково затрагивает различные группы населения мира. Следует сразу оговориться, что вне поля зрения миграционной политики остаются сейчас жители стран ЕС, а также заморских департаментов и территорий Франции. Первые – потому что французское законодательство рассматривает их как европейских граждан, имеющих полное право на свободное передвижение, проживание и работу внутри Европейского союза, а вторые – потому что являются полноправными гражданами Франции и имеют право на свободное перемещение по всей территории государства, в том числе и по метрополии. Что касается остальных мигрантов, основной целью французской политики натурализации является индивидуальная интеграция каждого иммигранта во французское общество через школу и иные социальные институты. Во французском законодательстве используется как «право почвы», так и «право крови»: любой ребёнок, родившийся от иностранцев и проживший не менее 5 лет (с 11 лет до совершеннолетия) на территории Франции имеет право на получение гражданства, и в то же время право на гражданство реализуется независимо от места рождения, если родители – французы. Также французское гражданство можно приобрести путём натурализации и заключения брака.  Натурализация осуществляется среди иностранцев, проживших во Франции не менее пяти лет. Виды на жительство выдаются на год и на десять лет с возможностью продления. Вид на жительство на десять лет выдаётся только после длительного проживания во Франции.

Трудовая миграция сейчас очень сильно ограничена, работодатель должен доказать, что работа, на которую претендует иммигрант, не заинтересовала французского гражданина. Однако существует список профессий, для которых установлен особый режим. В этот список входят артисты, модели, инженеры, деятели науки и искусства. Этим лицам въезд на работу во Францию заметно облегчён.

Формально при учёте иммигрантам заранее не указывают место их поселения и они пользуются свободой размещения внутри страны. Это, правда, не распространяется на заморские территории, где действует более жёсткий как визовый, так и иммиграционный режим. Однако иммигрантов в основном привлекают районы с активно развивающейся экономикой, и поэтому большая часть приезжих проживает в городах с населением более 200 тысяч человек, и треть всех иммигрантов – в регионе Иль-де-Франс (Париже и окрестностях).

Столь значительный приток иммигрантов в последние 50 лет поставил перед обществом и государством ряд вопросов. Фактически, в этот момент система их адаптации держала экзамен на работоспособность. С одной стороны, в значительной степени удалось избежать многих проблем: иммигранты первой волны (поляки и бельгийцы) оказались полностью адаптированы и интегрированы во французское общество, а вторая волна (испанцы, итальянцы и португальцы) – находятся в процессе адаптации. Активно идёт процесс интеграции, дети иммигрантов показывают хорошую успеваемость в школе, заключается много смешанных браков (9,6% в 1999 г.), в стране нет бедных моноэтнических гетто. Однако, с другой стороны, всё-таки заметны и проблемы с трудоустройством, доступом к хорошему жилью и образованию. Кроме чисто экономических предпосылок (таких как низкая квалификация, слабое владение языком), заметны также дискриминация иммигрантов и проявления бытового расизма.  Расистские настроения чаще всего проявляются по отношению к представителям наций, которые напоминают о колониальном прошлом Франции. В частности поэтому выходцы из Северной Африки становятся жертвами расистских выступлений значительно чаще, чем иммигранты из Тропической Африки или Азии. Принадлежность к исламу и соблюдение исламских традиций еще в большей мере заставляет представителей коренного населения видеть в выходцах из Северной Африки чужаков.

Наличие столь значительного количества иммигрантов серьёзно влияет на французское общество. В результате иммиграции заметно выросла доля мусульман во французском обществе: ислам вышел на позиции второй религии по числу приверженцев. Положение осложняется тем, что ислам не является исторически сложившимся религиозным меньшинством Франции: его заметное представительство появилось только с послевоенной иммиграцией из стран Магриба. Возникновение столь значительной мусульманской диаспоры стало некоторой неожиданностью для французского общества. В отличие от традиционных французских религий и, прежде всего, католичества, находящихся сейчас в глубоком кризисе, ислам во Франции в настоящее время переживает момент подъёма и является мощным фактором коллективной идентификации иммигрантов. С другой стороны, в отличие от остальных религий, ислам во Франции сейчас не институционализирован: он не обладает какой-либо централизованной организацией, охватывающей всю страну, подобно католичеству или иудаизму.

Кроме легальной миграции большой проблемой для французского государства и общества является миграция нелегальная. Особенно эта проблема осложнилась со вступлением в силу Шенгенского соглашения: если ранее каждая страна боролась с нелегальной миграцией в одиночку, то теперь после введения этого соглашения в действие страны Европейского союза не имеют внутреннего пограничного контроля, что облегчает перемещение между странами и ослабляет возможности контроля за иммигрантами на едином европейском пространстве. Страны-члены Евросоюза имеют право из соображений национальной безопасности периодически отменять действие соглашения. Этим правом государства, в том числе и Франция, нередко пользуются. Из вопросов миграционной политики в ведении объединённой Европы находится борьба с нелегальными иммигрантами, а также координация миграционной политики стран-членов. Тем не менее, с образованием Шенгенской зоны свободного перемещения в большинстве стран Европы, в том числе и во Франции, иммиграционное законодательство в целом изменяется в сторону ужесточения: уменьшается число стран, открытых для безвизового въезда, причём порой при этом рвутся даже традиционные исторические связи.

Одновременно с этим во всех странах, в том числе и во Франции, становится более жесткой практика выдворения нелегальных иммигрантов. Если ранее дело о выдворении из страны затягивалось на несколько месяцев, а то и лет, то теперь соответствующая операция производится в течение нескольких дней. Однако это не помогает полностью решить проблему: выполняются только 20% решений местных властей о депортации нелегальных иммигрантов. Всего же таких решений принимается 100 тысяч в год. Проблема осложняется тем, что нередко иммигранты уничтожают либо прячут свои документы, что делает невозможной идентификацию их личности. Кроме того, правительства некоторых стран отказываются взаимодействовать с Францией в вопросе о репатриации своих эмигрантов.

В целях борьбы с нелегальной иммиграцией в последнее время проводятся миграционные амнистии, когда на короткий промежуток времени иммигрантам, уже находящимся в стране, предоставляется возможность легализоваться. Первая крупная амнистия была проведена в 1982 г., вторая — в 1997 г. Оба раза амнистии были осуществлены правительством социалистов, причем второй раз – в коалиции с коммунистами и зелёными. Вторая амнистия была проведена после многочисленных демонстраций как нелегальных иммигрантов, так и французских правозащитных организаций. В ходе неё было рассмотрено 140 тыс. обращений иммигрантов о легализации, 80 тыс. из которых были удовлетворены. Тем не менее, в ближайшее время иммиграционных амнистий не ожидается, хотя движение протеста среди лиц, не получивших легализации, по-прежнему не утихает.

Антииммигрантские настроения во французском обществе заметно усилились. Об этом свидетельствует, например, возросший рейтинг политических партий, ратующих за проведение жесткой иммиграционной политики. Наиболее ярким свидетельством этого может считаться рост политического влияния за последние двадцать лет Национального фронта, возглавляемого Ж.– М. Ле Пеном. Но еще в большей мере показателен в связи с этим факт изменения риторики Социалистической партии в сторону более жёсткой миграционной политики. Так что несложно предсказать, что и в будущем вопросы миграции будут оставаться в центре французской политки.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ