Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Идентичность государства —  реалии и перспективы трансформации (II)

Боровиков Сергей Евгеньевич,
эксперт исследовательской группы "Конструирование будущего" (Санкт-Петербург).

1. Что, на Ваш взгляд, определяет по преимуществу идентичность современного государства: территория, этнический состав населения, господствующая религия, политическая культура, конституционный строй? Способны ли миграционные процессы в современном мире привести к смене идентичности развитых государств?

Идентичность современного государства определяет его миссия — если она актуальна, то никакие территориальные, этнические и организационные изменения ей не страшны. В отсутствии таковой миссии никакой внятной идентичности у государства нет, и все вышеперечисленные преобразования разумеется, никакого влияния на нее не оказывают.

2. Как Вы полагаете, сменится ли в будущем национальная идентичность цивилизационной идентичностью (согласно концепции С. Хантингтона)? Можно ли ожидать появления на мировой политической сцене новых идентичностей —  региональных, конфессиональных и т.д.?

Национальная идентичность является архаическим пережитком, сейчас скорее актуальна "мировоззренческая идентичность", которая со временем оформится в "миропроектную идентичность". Концепцию Хантингтона я считаю не совсем удачной.

3. Какие черты, по Вашему мнению, определяют идентичность российского государства? Утратив какие свойства или характеристики Россия перестанет быть самой собой? В какой мере российская внутренняя и внешняя политика должна ориентироваться на традиционную идентичность государства?

Отсутствие миссии — есть отсутствие источника государственной идентичности России. Не имея хотя какого-то ответа на вопрос "зачем я?" невозможно сформировать хоть какую-нибудь политику. Не совсем понятно, что такое "традиционная идентичность государства". Несомненно, миссия, и вытекающая из нее политика государства должна иметь некоторую преемственность. В этом смысле "предыдущая миссия и результаты проведения связанной с не политики" должны стать опорой (инфраструктурой) новой миссии и политики по ее достижению.

4. Изменится ли в будущем российская идентичность? Если да, то какие факторы определят ее изменение: либеральные преобразования в политике и экономике, распространение постиндустриального уклада в народном хозяйстве, интеграция с западным миром, увеличение числа выходцев из мусульманских стран и Китая в составе населения России и др.?

Скорее она (идентичность) сформируется. Это не изменение одной идентичности на другую — это заполнение пустого на данный момент места. Не сформируется эта идентичность — не будет соответствующего государства. Вероятнее всего: — либеральные преобразования будут фантомны и декоративны — для успокоения западной ксенофобии, — постиндустриальный уклад несомненно сформируется, но видимо, он никак не будет взаимодействовать с государственными границами, — интеграция с западным миром бесперспективна, — число выходцев из мусульманских стран стабилизируется, а из Китая — планомерно вырастет.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ