Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Антропоток: проблематизация понятия.
Материалы экспертного опроса (II)

Боровиков Сергей Евгеньевич,
эксперт исследовательской группы "Конструирование будущего" (Санкт-Петербург).

1. Как Вы полагаете, оправдано ли введение термина "антропоток" для обозначения совокупности процессов (миграция, падение или увеличение рождаемости и т. д.), ведущих к фундаментальным изменениям качественных и количественных характеристик населения той или иной страны? Какие виды управленческой деятельности, на Ваш взгляд, может использовать государство для контроля над антропотоками?

Введение термина "антропоток" оправдано. Государство может использовать любые виды управления антропотоками, направленные на достижение его целей. Для формирования этих целей необходимо понимание государством своей миссии. При нынешнем отсутствии сознания таковой миссии у государства нет целей, и как следствие, нет методов управления антропотоками.

2. В какой мере правильно организуемая и осуществляемая миграционная политика может представлять ресурс для развития государства?

Правильно организованная миграционная политика государства является в настоящее время основным ресурсом развития. К сожалению, ввиду отсутствия какой-либо политики у государства, мы этого ресурса пока практически лишены.

3. Каково, по Вашему мнению, должно быть оптимальное направление российской миграционной политики? К какому варианту она должна тяготеть — либеральному (ориентированному на поощрение миграции), консервативному (ориентированному на сдерживание миграции), стабилизационному (направленному на поддержание миграционного притока на определенном уровне)?

Миграционная политика должна быть селективна. Миграцию каких-то этносоциальных групп необходимо поощрять и финансировать, каких-то ограничивать. Что-то оставлять на самотек. Бессмысленно проводить "обезличенную общеиммиграционную политику". Однако к вопросу о проведении хоть какой-нибудь политики опять всплывают нерешенные проблемы о целях и миссии государства.

4. Как Вы относитесь к перспективе формирования вокруг российского государства особого геокультурного пространства по типу Британского содружества наций? Как России следует выстраивать взаимоотношения со странами и народами, входящими в этот мир?

Я вижу формирование такого мира совершенно бесперспективным. Все бесхозные сколь либо значимые территории, которые Россия не структурирует в своем составе, войдут в зону контроля и структурирования иных геоэкономических игроков — ЕС, исламского мира, США, Китая. Поэтому речь должна идти никак не о "содружестве наций", а скорее о "прифронтовом поясе передела сфер влияния"


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ