Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Антропоток: проблематизация понятия.
Материалы экспертного опроса (II)

Тупицын Алексей Юрьевич,
старший партнер Школы инновационных менеджеров, консультант в сфере управления и общественного развития.

1. Как Вы полагаете, оправдано ли введение термина "антропоток" для обозначения совокупности процессов (миграция, падение или увеличение рождаемости и т. д.), ведущих к фундаментальным изменениям качественных и количественных характеристик населения той или иной страны? Какие виды управленческой деятельности, на Ваш взгляд, может использовать государство для контроля над антропотоками?

На мой взгляд, термин "антропоток" является очень эвристичным и полезным для обсуждения тем, связанных с изменениями человеческих сообществ. Что касается управления антропотоками, нужно разделить его сначала на две части, а потом еще на две. Первый раз нужно указать меры и средства, поддерживающие перемещение людей или стимулирующие к чему-то (рождаемость, получение высшего или второго образования и т.д.), а второй раз указать меры запретительные или ограничивающие (требование регистрации иногородних и т.д.). После этого полезно разделить меры директивные (прямые действия государства) и не директивные (такие, например, как разъяснительная работа, публикации статистических и других сведений и т.д.). Все эти меры государство может и должно использовать.

2. В какой мере правильно организуемая и осуществляемая миграционная политика может представлять ресурс для развития государства?

Честно говоря, я не понимаю, зачем ставить задачу развития государства (в отличии от развития общества). Ведь государство, согласно последним модным взглядам, есть система сервисов (служб). Что касается развития общества, то миграционная политика может приводить к появлению на той или иной территории квалифицированных специалистов, имеющих стандарты выполнения определенной деятельности. Например, в Сибири квалифицированным частным строительством занимаются армяне. Стандарты качественной торговли (включая строительство хороших торговых площадей) в Калуге также задаются армянами и т.д. Это стимулирует активность местных жителей, несмотря на то, что часто такие мигранты воспринимаются как угроза, как те, кто "отбирает хлеб". Однако они создают конкурентную среду.

3. Каково, по Вашему мнению, должно быть оптимальное направление российской миграционной политики? К какому варианту она должна тяготеть — либеральному (ориентированному на поощрение миграции), консервативному (ориентированному на сдерживание миграции), стабилизационному (направленному на поддержание миграционного притока на определенном уровне)?

С моей точки зрения, сегодня государство должно поощрять миграцию (или не препятствовать ей). Гомогенные общественные структуры сегодня исчерпали внутренние ресурсы развития и требуется физическое привнесение новых людей и новых идей.

4. Как Вы относитесь к перспективе формирования вокруг российского государства особого геокультурного мира по типу британского Содружества наций? Как России следует выстраивать взаимоотношения со странами и народами, входящими в этот мир?

Мне кажется, что делать это необходимо. Сегодня большинство российских проблем связано не с дефицитом ресурсов, а с дефицитом стратегий (горизонтов новой жизни) и воли к их реализации. Воля и энергия часто появляется от осознания себя частью чего-то большего (над-системы), поэтому русские должны увидеть и сопоставить себя с этим большим. Единственное, что Россия может делать в этом направлении — поддерживать процессы коммуникации и обмена опытом и идеями, быть инициатором больших проектов и программ, "стягивающих" ресурсы этих стран и народов для реализации неких сложных целей или сверхзадач. Причем, если раньше эти программы могли быть связаны с космосом или освоением новых территорий на земле, то сегодня они могут быть связаны с освоением внутреннего пространства, в том числе — культурных кодов и образования. Иными словами, эти большие проекты должны быть гуманитарными. Пример — Пушкинские премии для учителей русского языка в СНГ, литературные конкурсы и т.д. Необходимо обращать внимание на русскоязычный шоу-бизнес, на продвижение архитектурных и дизайнерских стандартов, программных компьютерных продуктов и т.д. Тем самым сложиться мир, где людям будет комфортно жить и где им будет гарантирован некий средовой стандарт, способствующий их развитию.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ