Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Антропоток
Определение, структура, механизм регуляции

Ольга Выхованец
(аналитическая группа РА)

На сегодняшний день существует несколько определений АП, наиболее употребительными из которых являются два. Одно исходит из семантики слова (антро поток — перемещение людей) и сводится к рассмотрению процессов миграции. Другое — более общее — затрагивает процессы сопутствующие собственно миграции и/или связанные с ней и социокультурные процессы в целом (1). Опираясь на вторую трактовку, хотелось бы уточнить определение АП и сделать его не таким крайне расширенным как определение Переслегина, но и не сужать его до рассмотрения только функций изменения базовых идентичностей по Градировскому. Иначе говоря, рассматривать процессы, которые обуславливая АП, тем не менее, не обязательно приводят к изменению СК-ядра.

Любые характеристики СК-процессов представляют собой интегральные кривые, построение которых начинается с анализа информации об отдельных людях, составляющих миграционный поток, живущих на определенной территории, принадлежащих тому или иному социуму, etc.

Характеристики АП также являются интегральными кривыми, описывающими СК-процессы, которые определяют СК-профиль (2) той или иной территории или — с более широкой точки зрения — той или иной человеческой общности (социума), не обязательно связанной одной территорией.

Если набор таких характеристик, изменение которых ведет к изменению СК-профиля, определить как СК-состояние, то приходим к определению:

Антропоток — это процесс перемещения людей из одного социокультурного состояния в другое.

При таком подходе возможно структурировать АП следующим образом — разделить его на исходящий, входящий и локальный.

Исходящий АП — потеря определенных смыслов (СК-характеристик) вследствие либо потери их носителей (исходящая миграция, утечка мозгов), либо замещения их другими смыслами, привнесенными входящим АП.

Входящий АП — собственно миграционный поток, несущий в себе отпечаток СК-профиля другой территории.

Локальный АП — текущее состояние, которое описывается через социопроцессы на данной территории или в данном социуме. Влияет на локальный АП также и поток смыслов (характеристик, определяющих СК-профиль), транслируемый на данный социум извне и не связанный непосредственно с миграцией.

В таком случае социокультурное ядро — это такой локальный антропоток, при котором изменения СК-состояний не приводят к смене базовых идентичностей. Например, изменение половозрастной или квалификационной характеристик.

Проблемной зоной является область столкновения локального АП с входящим потоком. Происходить это может:

A. На территории государства и тогда процесс тесно связан с иммиграцией (примеры очевидны).
B. На территории другого государства, когда ставится задача изменения СК-ядра находящегося там социума.
C. Без привязки к определенной территории при трансляции смыслов одним социумом на другие для изменения СК-профилей в своих целях.
D. На «чужой территории», содержащей то же самое СК-ядро (диаспору), изменения которого влияет и на СК-ситуацию метрополии.

В целях принятия конкретных управленческих решений для регулирования антропотока необходимо построить профили локального и входящего потоков и проанализировать их расхождения.

При (А) — это перераспределение миграционного потока с целью сохранить качественное значение нужного параметра при его количественном изменении, т.е. сохранить профиль при изменении ландшафта. Например, количественно население увеличивается (или уменьшается), а соотношение различных национальностей остается прежним или меняется в нужную (государству) сторону. К той же модели относится и формирование, структурирование необходимого входящего АП за пределами государства (3).

(В) хорошо иллюстрируется примером Румыния-Молдова. Больше 10 лет практически идет смена гражданской идентичности для воплощения идеи «Великой Румынии» через смещение акцентов национальной идентичности. Все жизненно важные характеристики СК-ядра оказались под сильнейшим давлением. В итоге произошел отказ от «молдавского» в пользу «румынского» (4). Государственная символика — флаг, гимн; язык — переход на латиницу; образование — от школьных программ, где «историю Молдавии» сменила «история Румынии» до тысяч мест в румынских ВУЗах для молдавской молодежи; крайне облегченная процедура получения румынского гражданства и, наконец, церковь —  приходы румынской патриархии против приходов РПЦ.

Типичное проявление (С) — культурная экспансия США в мире, в том числе на европейские страны и Россию. Защита от такого входящего потока смыслов, не связанного с миграцией, — тема отдельного разговора.

В случае (D) — на СК-ядро диаспоры (ее локальный АП) происходит давление и постепенное размывание его со стороны локального АП территории, на которой оно находится, который для диаспоры становится «входящим». Необходимой становится подпитка со стороны метрополии, выраженная в поддержке культуры, языка, образования, религии (5). Решение этих задач необходимо для построения национальных миров, в частности — Русского мира.

Декабрь, 2002


1. Из интервью С. Градировского группе «Конструирование будущего»: "Изначально антропотоком именовалось изменение количественных и качественных параметров какого-либо локального социума. Затем теоретической группой Сергея Переслегина была очерчена другая сторона этого явления — под антропотоком было предложено понимать любое изменение параметра, описывающего социосистему. Это было крайне расширенное толкование. И вот совсем недавно мы пришли к согласию, что под антропотоком мы понимаем любой социокультурный процесс, ведущий к смене набора базовых идентичностей; для социо-культурного образования это звучит как — ведущий к трансформации социо-культурного ядра".

2. Заметим здесь, что использование термина «профиль» более предпочтительно, чем «ландшафт», поскольку профиль определяется таким процессом освоения, как СК-переработка, а СК-ландшафт — СК-преобразованием. См. подробнее Сергей Градировский, Татьяна Лопухина «Исторические типы СК-переработки». То есть изменение ландшафта не всегда приводит к изменению профиля.

3. См. выступление А.И. Неклессы на экспертном семинаре. Мальта, 2002 г.

4. Молдаване левого берега не признают себя румынами и стараются сохранить хотя бы молдавский язык, который исторически был на основе кириллицы.

5. См.: О. Выхованец «Миграции. Национальный контекст». п.5


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ