Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Антропоток как системное понятие

Михаил Кутузов
(Русское географическое общество)

Население страны сегодня стратифицируется по столь многим критериям, что разобраться в них может даже не каждый специалист  в данной области. При этом большинство из них сами являются переменными, даже такие, которые раньше казались совершенно незыблемыми и неизменными — например, национальность. Во время последней переписи ее изменили по самым приблизительным оценочным данным до нескольких сотен тысяч человек. То же самое касается и поколения: если оставить в стороне только возрастные составляющие категории, учесть производственный и интеллектуальный потенциал нации по устоявшимся «поколенческим» показателям довольно трудно: категория военных пенсионеров – в общепринятом смысле непроизводящее поколение — является едва ли не самым активным в частном предпринимательстве. Кроме того, такие процессы как рост социального статуса внутри социальной группы вообще не получают отражения. Просто потому, что эта процедура не была определяющей в недавнем прошлом: там персональный рост зависел исключительно от возможностей номенклатурной системы, за редким исключением (1). Вместе с тем, неравномерность расселения и неравенство требований к населению на различных территориях страны предвосхищает возникновение целого ряда проблем, которые в существующих системах демографических координат попросту неразрешимы.

Возможным инструментом для исследования подобной проблематики  и множества других проблем, прежде всего возникающих в регионах интенсивного развития предпринимательской деятельности, где появляется  множество самостоятельно развивающихся субъектов, может служить системное понятие антопотока.

Антропоток – ситуативное понятие, описывающее перемещения и  ассимиляцию определенных масс населения по территории и статусный рост представителей определенной социальной группы (пространственный атнтропоток и социальный антропоток). Антропоток характеризуется следующими системными понятиями.

Основной системный элемент антропотока – антропотип, определяемый ментальностью и объективными условиями жизни и хозяйственной деятельности – антропотип приграничника, антропотип первопроходца (освоителя), антропотип оседлого хозяйственника — в пространственном антропотоке, антропотип предпринимателя, антропотип наемного работника, антропотип  исследователя, антропотип проектировщика — в социальном антропотоке. Основной компонент системного понятия антропотока — антропомодуль, то есть формальное объединение схожих по типу антропотипов: антропомодуль освоителей-предпринимателей, антропомодуль оседлых хозяйственников – наемных работников и так далее. Главная связь этой системы – антроповектор, то есть заданное целенаправленное развитие всей системы с позиций обоснованности  и развития одновременно пространственного и социального антропотока: антроповектор приграничного развития, антроповектор количественного снижения неконкурентоспособного населения и так далее.

Исходя из данного различения, достаточно понятной представляется деятельность, именуемая миграционной политикой государства. Главным ее фактором является осознанная функциональная задача процесса и необходимые для этого затраты. Если речь идет об интенсивном освоении приграничных территорий, то очевидно наиболее востребованный для этого антропотип – приграничник, ставящий собственные жизненные ценности вровень с жизненными ценностями других культур. Этот антропотип – носитель как минимум двух приграничных языков, предприниматель, способный создать и освоить приграничный информационный рынок и создать нужный информационный поток. Проблема в том, что государство пока не определилось с приоритетами тех или иных задач развития, ориентированных в пространстве. В силу этого обстоятельства очень многие миграционные программы либо решают пожарную задачу, которую необходимо решать именно здесь и сейчас, либо работают на вчерашний день. С другой стороны, если «вставить» некоторые проекты в уже развившиеся антропотоки, пользы от этого очевидно будет больше.

Говорить об оптимальном направлении миграционной политики в данном раскладе проблем не приходится, поскольку востребованы все: и либеральная, и консервативная, и стабилизационная. Решение конкретных задач требует конкретной политики. Очевидно, критерием оценки миграционной политики должен стать не вид, а экономическая целесообразность.

Особый геокультурный мир вокруг России сложится в течение нескольких десятилетий, поскольку межгосударственная миграция достаточно развита, а за ней неизбежно последует миграция бизнеса. То есть в сопредельных странах  — от Китая до Эстонии — довольно быстро сложится значительная русскоязычная диаспора, которая будет оказывать культурное влияние не только в общепринятом, ценностном аспекте, но даже на бытовом уровне. Проще говоря, эта социосистема сложится сама по себе. Будет ли ее использовать государство – вопрос другой. У нас все возможно.


1. Исключения следует отнести к людям творческих профессий: художникам, писателям и музыкантам. Однако их профессиональный рост в значительном большинстве случаев осуществлялся за пределами социалистической системы. Внутри нее даже творческими людьми управляла номенклатура, и все, ей неподвластное, беспощадно искоренялось.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ