Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Конфессиональная идентичность - иллюзии и реальность: размышления буддиста

Джампел Пхунцог

Краткая справка

Основными формами буддизма, представленными на территории России, являются тибето-монгольский буддизм Махаяны, широко распространенный в Калмыкии, Бурятии и Туве (школы Гелуг, Ньингма, Кагью и Сакья, представляющие системы буддийских Сутр, Тантр и Дзогчена), и дальневосточный буддизм школы Дзэн, также относящийся к Махаяне. Буддизм Тхеравады распространен незначительно. Воззрения и ритуалы в различных школах могут отличаться достаточно сильно, но понятие сектантства или ереси в буддизме отсутствует - все есть слово Будды. Кроме регионов традиционного распространения буддизма, практически во всех крупных российских городах есть зарегистрированные буддийские общины или неформальные группы учеников различных традиций. В настоящее время буддисты составляют по различным оценкам от 0,2%1 до около 1%2 населения России, для сравнения, в 1897 г. - менее 0,5%3.

Буддийский подход к идентичности

Идентичность в данном обсуждении рассматривается как функция эго, определяющая, во-первых, чувство уникальности, непрерывности и целостности собственного существования в пространстве и времени и, во-вторых, чувство социальной роли и признание этой роли "значимыми другими"4.

Буддийскую идентичность определяют вера, сотериологический идеал, рассматриваемый как цель, и этические принципы.

  • Основу веры составляют Четыре Благородные истины (о страдании, о его причине, о прекращении страдания и о пути, ведущем к прекращению страдания), вера в то, что все непостоянно и бессущностно, и вера в доктрины кармы и причинно зависимого происхождения.
  • Буддизм не признает веру в Бога-Творца, согласно буддийской космологии - мир безначален.
  • Цель буддийского пути: индивидуальное освобождение (нирвана) в Тхераваде и достижение состояния Будды для блага всех живых существ - в Махаяне.
  • Ведущие этические принципы: отказ от причинения вреда, сострадание и деятельная помощь в освобождении от страданий.

Формальное принятие буддизма заключается в принятии прибежища в Трех драгоценностях: Будде, Дхарме - учении и Сангхе - монашеской общине. Метафорой принятия прибежища является осознание того, что ты серьезно болен (болезнь сансары), и с настоящего момента полагаешься на врача - Будду, лекарство - Дхарму и медицинский персонал, заботящийся и помогающий выздороветь - Сангху5.

Личность в буддизме рассматривается, как непрерывно меняющийся поток причинно обусловленных психофизических состояний (дхарм), а перерождение рассматривается как радикальная перегруппировка дхарм6. Таким образом в буддийском понимании личности нет ничего постоянного и неизменного, буддийская онтология - онтология бессубстратного процесса. Идентичность с буддийской точки зрения - кармически сложившийся набор концепций, представлений, привычек, составляющих тот постоянно меняющийся смысловой фильтр7, через который воспринимается истинная реальность и формируется социальное действие.

Освобождение. Нирвана и состояние Будды

При достижении нирваны в системе Тхеравады реализуется полный отказ концепций, привязанностей и ценностных предпочтений, и можно говорить о том, что идентичность полностью размывается на семантическом континууме.

  • "Индивидуальность умирает естественной смертью, она превращается в ничто или во все, лишившись ценностных предпочтений ... так открывается возможность трансценденции - выхода в деперсонализированное космическое состояние, лишенное земных смыслов"8.

В махаянской Ваджраччхедика праджня-парамита сутре Будда объясняет своему ученику, Субхути:

  • "Если он [т.е. бодхисаттва - Д.П.] говорит: "Я приведу к уничтожению страданий и покою нирваны все бесчисленное множество живых существ", то тогда его нельзя назвать бодхисаттвой. И по какой причине? Субхути, в действительности нет никакого способа назваться бодхисаттвой. Вот по какой причине Будда говорил, что все дхармы лишены такой сущности как "я", лишены такой сущности, как "личность", лишены такой сущности, как "существо", лишены такой сущности, как "вечная душа". Субхути, если бодхисаттва имеет такую мысль: "Я украшаю земли Будды", то его нельзя назвать бодхисаттвой"9.

И в то же время на уровне относительной истины, пока есть представления, концепции, одним словом, идентичность, бодхисаттва стремится спасать живых существ, о которых он имеет представление, и которые вполне реально страдают, блуждая в неведении и страстях.

Таким образом, на относительном уровне личность рассматривается как некий достаточно устойчивый поток, причем поток рефлексирующий (в силу своей кармы), так что понятие идентичности как чувства целостности "Я" вполне применимо вплоть до достижения состояния Будды. С другой стороны, в отношении идентичности происходит процесс, подобный тому, что было описано выше - идентичность размывается и одновременно интегрируется, и в состоянии Будды она объемлет все смыслы и всю динамику бытия. Достигший ануттара-самьяк-самбодхи, наивысшего и полного пробуждения, обладает всеведением в отношении психофизических процессов всех живых существ и всего наличествующего бытия. В отличие от архатов Тхеравады, будды Махаяны в силу своего безграничного сострадания продолжают активно действовать в социуме, хотя их деятельность и заключается в основном в передаче Дхармы - учения. Тут уж ничего не поделаешь - будды указывают Путь, но пройти его каждый должен сам.

Идентичностью как самоощущением на высших этапах пути становится принадлежность к "благородной семье будд", а со стороны социума - статус монаха или мирского учителя Дхармы. Развитое в Махаяне учение о трикая - трех телах Будды подтверждает этот тезис: в обыденной реальности будды проявляются в форме нирманакая, тела воплощения, и именно так верующими буддистами воспринимаются все учителя Дхармы.

Формы буддизма многогранны, и хотя в основном буддизм - это спасение собственными силами, есть и такие популярные направления, как китайская школа Цзинту (Чистой Земли), опирающиеся на спасение чудесными силами Будды Амитабхи. В данной традиции считается, что освобождение происходит благодаря великому состраданию Амитабхи, давшего обет спасать тех, кто будет нерушимо верить в его чудесные силы и полагаться на него как на спасителя. Соответственно, и идентичность в данном случае целиком и полностью заключается во всепоглощающей вере. Повторение "Наму Амито-фо!" - основная ритуальная практика, очень сходная с повторением имен Бога в исламе или Иисусовой молитвой в христианстве.

Интегральное растворение идентичности. Параллели в других религиях

Трудно, да и наверное нет необходимости давать комментарии отрывкам приведенным ниже. Можно лишь надеяться, что они откроют новые грани понимания и пробудят новый интерес к собственным религиям у тех, кто найдет эти строки полными смысла и тайны.

С.Фиттипальди в своей статье10 рассказывает о мистическом опыте Терезы Авильской (XVI в.), описанном в ее труде "Внутренний Замок":

  • "Достигнуто было сознание Христа.
    Личность оказалась пустой или полностью открытой,
    не связанной никакой формой, но готовой стать любой формой ..."11.

Отрывок из Оды о восхождении на гору Тяньтайшань:

  • "Растворяются в том, что внеобразным называют,
    Легко постигают писания, повествующие о не-рожденном,
    Так прозреваешь, что явленным не ограничен мир,
    Пути постигаешь к небытию, которому нет предела,
    Отбросив форму и пустоту, так как они равны ..."12.

Из прощания Аль-Мустафы13 с народом Орфалеса:

  • "И я был подобен туману. В безмолвии ночи бродил я по вашим улицам,
    и дух мой входил в ваши дома, биение вашего сердца было в моем сердце,
    и ваше дыхание - на моем лице, и я знал всех вас. Да, я знал вашу радость
    и вашу боль, и, когда вы спали, ваши сны были моими снами. Часто я был
    среди вас озером среди гор. Во мне отражались ваши вершины, и пологие
    склоны, и даже проходящие стада ваших мыслей и желаний. В мою тишину
    с ручьями врывался смех ваших детей и с реками - страсть ваших юношей ...".

Интересно отметить, что в определенный момент времени многие суфии сочли, что дырявый или залатанный плащ дервиша скорее стимулирует тщеславие и больше демонстрирует уважаемый социальный статус, чем принятый обет бедности, и отказались от такой демонстрации, начав одеваться в обычную одежду.

Буддизм в социуме

Обвинения буддизма в апатии и социальном бездействии, традиционно звучавшие в марксистско-ленинской философии, во многом связаны с недостаточным пониманием буддизма, характерном для того времени. Существенный прорыв произошел в последние десятилетия, когда в России появились качественные переводы и комментарии к аутентичным буддийским текстам.

Значительную роль в развитии буддизма среди российского населения, как впрочем и среди населения многих западных стран, и в повышении социальной активности российских буддистов сыграла личность Его Святейшества Далай-ламы XIV, лауреата Нобелевской премии мира, автора многочисленных книг, таких как "Мир тибетского буддизма", "Искусство быть счастливым", "Политика доброты", "Гармония миров". Особого внимания заслуживает его последняя книга "Этика для нового тысячелетия", предлагающая подход к решению глобальных общечеловеческих проблем, основанный на единой, универсальной идентичности - общечеловеческой. В то же самое время для буддизма характерны отсутствие претензий на монополию истины и отказ от миссионерской деятельности.

  • "Несмотря на различия философий, все религии способны улучшать людей и от всех религий есть польза человечеству. На этом можно основывать искреннее взаимное уважение и двигаться к подлинной гармонии ... Я не призываю христиан или мусульман, верующих других религий принимать буддизм. Напротив, лучше без крайней необходимости не менять религии и не создавать лишние сложности самим себе и своим близким. Все религии способны улучшить человека".14

Социальная доктрина буддизма проста и связана с доктриной собственного духовного роста: достижение состояния Будды (т.е. высшего состояния) ради блага всех живых существ. Благом является состояние Будды, или приближение к этому состоянию, или хотя бы просто уменьшение страданий. Признается, что реальную серьезную помощь живым существам можно оказать, лишь достигнув этого состояния, тем не менее, и на пути собственного духовного роста возможно оказание помощи другим. Основная помощь заключается в уменьшении страданий других живых существ, позволяющем повернуться к Дхарме, учению Будды, и собственно в передаче Дхармы, учения.

  • "Самый практический и немедленный способ начать делиться с другими и работать для их блага - это работать со своей домашней ситуацией и оттуда расширять эту работу ... иначе у вас возникнет огромный разрыв между вашими великими планами для общества и реальностью повседневного существования".15

Иллюзии и реальность конфессиональной идентичности

В постсоветской реальности конфессиональная идентичность - явно не доминирующая, и даже у большинства из тех, кто отчетливо идентифицирует себя в религиозном плане, на первом месте все равно стоят социальные, культурные, материальные и прочие потребности.

Основа любой религии - это ее сотериология, доктрина спасения, и следовательно, говорить о действительно конфессиональной идентичности, можно только в том случае, когда человек серьезно стремится "радикально преобразить свое индивидуальное или коллективное бытие в некотором приоритетном направлении"16, соответствующем данной религии. Можно конечно, говорить и о "народных" религиях, но вряд ли они существенно определяют конфессиональную идентичность. Скорее наоборот, люди, верящие только на бытовом уровне или испытывающие потребность в религии, как средстве решения своих проблем, могут являться полуфабрикатом для активных проповедников разного толка, переходить из одной религии в другую, или перемещаться между околорелигиозными тусовками.

Исторически сложилось, что в буддизме не принята активная миссионерская деятельность, и в настоящее время многие буддийские общины в Южной Корее, Шри-Ланке и других странах обеспокоены тем, что под влиянием христианских проповедников их общины теряют по несколько десятков тысяч человек в год. Думается что это связано как раз с "народным" или как еще говорят этническим буддизмом, у последователей которого нет осознанного серьезного устремления к пробуждению. Буддизм как правило распространяется благодаря личному примеру монахов и практикующих мирян, и конечно же, через тексты, и в это смысле можно сказать, что буддизм - религия (или религиозно-философское учение) активных и самостоятельных людей, находящих в учении буддизма ответы на свои вопросы. Поэтому те, кто принял буддизм осознанно, скорее всего не пленятся первыми же проповедями представителей других конфессий, а если говорить о возможности изменения идентичности, скорее всего задумаются над сочетаемостью религий17.

Отдельный важный вопрос - "сцепление" конфессиональной и иных идентичностей, скажем социально-иерархической, когда за счет принятия определенной конфессиональной идентичности решаются проблемы совсем другого порядка. Думается, что в связи с этим необходимо проведение дополнительных исследований структур идентичности и значимости ее составляющих с тем, чтобы можно было давать обоснованные оценки и прогнозы, в том числе и в отношении устойчивости к рекрутингу со стороны носителей других идентичностей.

Идентичность и процесс понимания

Удачным математическим выражением идентичности в буддийском понимании является семантический фильтр, определяющий понимание и интерпретацию мира как текста (в самом широком смысле). Согласно вероятностной теории смыслов18, из всего набора смыслов и ценностей мы в силу сложившейся кармы можем воспринять только какую-то его часть, остальное остается за рамками. Также и для действия - мы стараемся делаем то, что понимаем, что считаем необходимым. В свою очередь, каждое взаимодействие с окружающим миром, будь то прочтение текста, или общение с другими людьми или природой, способно изменить наш смысловой фильтр, нашу функцию ценностных предпочтений.

В свете вероятностной теории смыслов становится понятным, почему религии, основанные на догматических текстах порождают множество сект, начинающих бороться друг с другом. Как пишет В.В.Налимов о скопцах, "легко видеть, что только совсем узкие - иглоподобные фильтры пропускания могли породить такую своеобразную и изуверскую форму прочтения тестов".19 О текстах и идеях полученных в результате преждевременных притязаниях на просветленность и божественное откровение предупреждает также американская исследовательница М.Кэплэн.20

От эгоизма к альтруизму. Нерелигиозный подход

Выше уже говорилось о растворении идентичности, как о преодолении основного заблуждения относительно сущности "Я". Еще одним существенным процессом в динамике буддийской идентичности является перемещение привычного эгоистического проецирования с самого себя на других, переход к альтруистическому видению. Логика рассуждений предельно простая - не только я, но и все живые существа хотят счастья и не хотят страданий.

Развивая эту изначально буддийскую логику, многие известные буддийские учителя практически полностью отходят от религиозной доктрины:

  • "Я пришел к выводу, что вообще не имеет особого значения, религиозны люди или нет. Куда важнее, чтобы они были хорошими людьми ... И поскольку большинство людей не следуют религиозной практике, я стараюсь отыскать путь, который подходил бы всем людям, независимо от их веры".21
  • "Учения Шамбалы основаны на той предпосылке, что существует глубинная человеческая мудрость, которая в состоянии разрешить мировые проблемы. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии; она не приходит только с Запада или Востока."22

Ядром идентичности становится способность сопереживания, способность понимать, разделять и предотвращать чужую боль. Этика, основанная на фундаментальных положениях буддийской философии, становится общезначимой и общечеловеческой. Его Святейшество Далай-лама утверждает:

  • "... поскольку каждый наш поступок обладает неким всеобщим значением, потенциально влияет на счастье других людей, этика необходима как гарантия того, что мы никому не повредим".23

Учитывая реальную многосвязность нашего мира, высокую скорость распространения информации и наступления последствий деятельности, нравственный императив Канта должен быть дополнен императивом толерантности:

  • "Плохих людей нет ... Самое важное в наше время - стремление к пониманию "другого".24


1 Шапошников Л.Е., Симонов И.В. Православие и образ российской жизни. http://isimonov.narod.ru/tekst-s/mentality.htm

2 Информация из доклада акад. Н.Д.Никандрова, http://archive.1september.ru/vos/2002/12/4.htm

3 Зуев Ю.П. Религия в России: XX век. // Альманах "Золотая книга России. Год 2000-й". М.: "АСМО-пресс", 2000.

4 См. обзорную работу Павловой О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001.

5 Подробнее см. Большое руководство к этапам пути пробуждения. СПб., 1994. Т.1. С.279-299.

6 Цит. по работам Е.А.Торчинова, http://etor.h1.ru

7 О вероятностной теории смыслов см. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во "Прометей" МГПИ им. Ленина, 1989.

8 Там же

9 Пер. с кит. Е.А.Торчинова

10 Fittipaldi S. Human Consciousness and the Cristian Mystic Teresa of Avila. NY: Plenum Pess, 1981.

11 Ср.: "... пять скандх по природе своей чисты и пусты. Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Так же и чувства, различающие мысли, энергии и сознание пусты", из Праджня-парамита хридая сутры.

12 Перевод Я.Боевой и Е.Торчинова в сб. Религии Китая. Хрестоматия. СПб.: "Евразия", 2001.

13 Дж. Х. Джебран. Пророк. http://www.philosophy.ru/library/asiatica/arabica/prorok.html

14 Далай-лама XIV. НБ № 16-17, Октябрь-Ноябрь 1993

15 Ч.Трунгпа. Преодоление духовного материализма. Миф свободы и путь медитации. Шамбала. Священный путь воина. К: "София", 1993.

16 Из обсуждения понятия "сотериология" Ю.В.Тихонравовым, http://www.orientalgate.org

17 См. напр. Тихонравов Ю.В. Взаимодополнительность религий. http://www.orientalgate.org

18 Налимов В.В. Указ. соч.

19 Там же.

20 М.Кэплэн. На полпути к вершине. К.: "София", 2002. М.: ИД "Гелиос", 2002.

21 Далай-лама XIV. Этика для нового тысячелетия. СПб.: "Нартанг", 2001.

22 Ч.Трунгпа. Указ. соч.

23 Далай-лама XIV. Указ. соч.

24 Парафраз основной мысли Х. Ван Зайчика. Дело победившей обезьяны. СПб.: "Азбука", 2002.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ