Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Национальное и постнациональное гражданство

Материалы экспертного опроса

Ганнушкина Светлана Алексеевна, председатель организации «Гражданское содействие».

1. Сохраняет ли в условиях глобализации и размывания национального суверенитета свое значение феномен гражданства? В чем могут заключаться функции данного института? Как следует относиться к феномену двойного гражданства?

Переходя по мосту Женевское озеро, можно завернуть на крошечный островок, в центре которого сидит в кресле старый человек. Под креслом надпись: «Жан Жак Руссо — гражданин Женевы». Не думаю, что швейцарцы, совсем недавно после всеобщего голосования вступившие в ООН, согласятся на «общественный договор», в соответствии с которым их индивидуальные права будут переданы «политическому организму», охватывающему весь мир.

Открытые границы, возможность использовать свои деньги на территории соседей, образование экономических и финансовых корпораций говорят о полном взаимном доверии. Зачем строить крепости и заборы, если соседи вам не угрожают? Однако это не значит, что люди готовы отказаться от своей связи с государством, принадлежность которому они четко осознают. Именно граждане стран с развитым гражданским обществом наиболее активно участвуют в принятии политических решений, в развитии государственной правовой системы. Они не только чувствуют ответственность за действия своего государства, но и реально влияют на его «поведение». При этом граждане вправе ожидать от государства соблюдения их прав и свобод, защиты и покровительства не только на его территории, но и за ее рубежами. Не трудно видеть, что чувство собственного достоинства граждан демократических государств во многом зиждется на уверенности в своей защищенности, в том, что в случае необходимости им придут на помощь сотрудники посольства или консульства государства их гражданской принадлежности.

Несмотря на то, что международное право не поощряет множественное гражданство, оно не представляет собой чего-то необыкновенного. Во многих странах закон спокойно относится к получению гражданами второго гражданства или нескольких гражданств. Если у двух государств нет соглашения о двойном гражданстве, то на территории одного из них другое гражданство как бы не замечается, игнорируется. Если же такой договор есть, то он может означать некоторое особое  положение граждан обоих государств по сравнению с гражданами только одного из них. Например, гражданин, отслуживший в армии одного из государств, уже не подлежит призыву в другом государстве.

Европейская конвенция о гражданстве требует от всех государств-участников разрешить его гражданам иметь иное гражданство, если оно автоматически приобретено при рождении или при вступлении в брак. Нет ничего удивительного в том, что кто-то чувствует себя гражданином двух государств. Что же касается территории бывшего СССР, то еще многие граждане новых независимых государств чувствуют себя связанными тысячами нитей с двумя или несколькими государствами. Новый Федеральный Закон «О гражданстве РФ» требует выхода из прежнего гражданства при предоставлении гражданства России. Это не представляется правильным, поскольку заставляет делать выбор между государством, где семья прожила десятки лет, и государством, с которым связывают традиции, язык и предки. Кроме того, наши бывшие сограждане лишаются защиты в странах, где режим становится все более авторитарным, националистическим и моноконфессиональным.

2. Можно ли ожидать возникновения в будущем феномена глобального гражданства? Какая форма государства может ему соответствовать?

«Глобальное гражданство» — это отсутствие какого бы то ни было гражданства. Не означает ли это отсутствие государства или его существенное изменение? Объединение Европы может привести к возникновению единого гражданства, но пока такой результат объединения далеко не очевиден. Влияние граждан на политические решения в объединенном государстве уменьшится, в то время как роль его руководителей увеличится. Подобные тенденции можно наблюдать. Нежная дружба руководителей государств с разными правовыми системами, совместное катание на санках, семейные прогулки по ранчо, поцелуи и переход на ты — вызывают большую тревогу. Руководители государств сговариваются за спиной своих граждан. Такая форма государства может привести к обесцениванию демократических ценностей и превращения их в разменную монету фразеологии.

3. Согласны ли Вы с тем, что гражданские свободы индивида наилучшим образом оказываются защищены международными организациями, а не органами государства?

Защита международными организациями гражданских свобод возможна только в условиях существования развитой системы демократических государств, власть в которых опирается на сознательную поддержку и строгий контроль со стороны своих граждан. Влияние этих государств на мировое сообщество может гарантировать международную защиту граждан в государствах, где гражданство следовало бы называть подданством.

4. Какова вероятная судьба международных институтов после событий в Ираке? Стоит ли ожидать восстановления их авторитета?

Разрушение системы международной защиты есть самый страшный результат войны в Ираке. Претензии Соединенных Штатов, вернее их руководства, вершить судьбы мира — чрезвычайно опасная тенденция развития отношений в мире. Наивное убеждение г-на Буша, что он знает, как правильно жить на этом свете, пренебрежение мнением активной части своих граждан и граждан множества государств не может не привести к самым плачевным результатам. Международные институты, действительно, продемонстрировали свою беспомощность в отношении Ирака. Но такую же беспомощность они демонстрируют уже восьмой год в отношении Чечни. Ожидать восстановления их авторитета — бессмысленно. Их надо укреплять и требовать от них достаточно решительных действий. Это не может сделать никто, кроме объединивших свои действия гражданских структур разных государств.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ