Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Национальное и постнациональное гражданство

Материалы экспертного опроса

Давыдов Александр Владиславович, начальник отдела стратегического анализа и прогнозирования Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

1. Сохраняет ли в условиях глобализации и размывания национального суверенитета свое значение феномен гражданства? В чем могут заключаться функции данного института? Как следует относиться к феномену двойного гражданства?

Представляется неверным писать через конъюнкцию понятия "глобализация" и "размывание национального суверенитета". Все зависит от того, глобализация чего или кого происходит. Сейчас, когда глобализация стандартов демократии, рыночной экономики и свободы предпринимательства явно уступили место глобализации мощных стран (США, Китай), значение и функции института гражданства сохраняются прежними. Что же касается феномена двойного гражданства, то оно является элементом свободы личности и потому обладает непреходящей ценностью.

2. Можно ли ожидать возникновения в будущем феномена глобального гражданства? Какая форма государства может ему соответствовать?

Полагаю, что в перспективе — да. Видимо, это будет своего рода "судейское" государство — структурой, в которой преобладает не политическое, как сейчас, а судебное начало. Кое-что на эту тему есть по адресу — http://www.futura.ru/index.php3?idart=109 .

3. Согласны ли Вы с тем, что гражданские свободы индивида наилучшим образом оказываются защищены международными организациями, а не органами государства?

Все зависит от того, кем нарушаются эти права: если Российской Федерацией, то — да, если же США или Китаем, то — нет. 

4. Какова вероятная судьба международных институтов после событий в Ираке? Стоит ли ожидать восстановления их авторитета?

После Ирака имеющиеся международные организации сильно "просели". Полагаю, что пока не глобализируются еще несколько стран (Китай, ЕС, Индия), эта ситуация не изменится. Здесь важно точно понимать, термин "глобализация" — распространение ли это действия какого-либо фактора или вообще чего-либо за привычные границы. Так что, глобализация США — это не утрата ими своего суверенитета, а распространение зоны их прямого и неограниченного действия на всю планету. Когда глобальных стран станет несколько, тогда они создадут новые протоколы взаимодействия друг с другом и обновят международные институты. Это, видимо, произойдет лет через 15–20, если, конечно, в расклад не вмешается новая сила — сетевые сообщества, но это тема отдельного разговора.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ