Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Национальное и постнациональное гражданство

Материалы экспертного опроса

Майоров Сергей, вице-президент Межрегионального фонда "Институт города", эксперт Комиссии пространственного развития ПФО.

1. Сохраняет ли в условиях глобализации и размывания национального суверенитета свое значение феномен гражданства? В чем могут заключаться функции данного института? Как следует относиться к феномену двойного гражданства?

В существующем виде институт гражданства становится все менее актуальным. При нарастающей глобализации и ослаблении суверенитета институт гражданства, само понятие "гражданство"  должно стать  правом, создающим сообщество тех, кто отстаивает культурные интересы нации, её исторические традиции. Также гражданин должен отстаивать интерес своего государства, активно участвуя в его жизни.

Основным отличием гражданина от не гражданина должно быть право участия в формировании государственной власти (право выбирать и быть избранным). При этом система получения гражданства должна быть прозрачной (налоговая "история", выполнение законов, знание государственного языка и основ истории) и распространяться на всех ("автоматическое" гражданство теряет ценность). Особо подчеркну, что во всех остальных гражданских правах не должно существовать принципиальных различий.

Двойное гражданство возможно. При этом введение ограничений в правах может быть бессмысленным — соблюдение интересов другого государства возможно и без оформленного двойного гражданства. В какой-то степени фиксация принадлежности к еще одному государству показывает открытость намерений человека.

2. Можно ли ожидать возникновения в будущем феномена глобального гражданства? Какая форма государства может ему соответствовать?

Феномен глобального гражданства может возникнуть для тех людей, чья сфера деятельности является глобальной. Отчасти можно говорить о "корпоративном глобальном гражданстве" — люди, трудящиеся значительное время на корпорации глобальной экономики становятся её  гражданами, с рядом прав, полученных за свою работу.

Если говорить о государственном глобальном гражданстве, то своего рода прообразом такого государства может быть  Объединенная Европа.

3. Согласны ли Вы с тем, что гражданские свободы индивида наилучшим образом оказываются защищены международными организациями, а не органами государства?

Скорее нет, чем да. Гражданские права, нарушенные (по каким-либо причинам) в демократическом государстве могут быть восстановлены самим государством. В крайнем случае, подобное государство прислушается к мнению международных организаций. В странах с неразвитой демократией мнение международных организаций практически равно нулю, а силовое установление гражданских свобод является сомнительным решением.

4. Какова вероятная судьба международных институтов после событий в Ираке? Стоит ли ожидать восстановления их авторитета?

После событий в Ираке международные институты показали свою фиктивность в решении подобных вопросов. Они скорее превращаются в гуманитарные структуры или же выполняют сомнительные функции (например, трибунал над военными преступниками).

Свой авторитет организации типа ООН или СОВБЕЗА могут восстановить, сняв финансовую зависимость от США и не боясь проводить более жесткую позицию в отношении Штатов, в последнее время явно претендующих на роль "последней инстанции". Здесь, как на отдельную тему, можно указать на нарастающее влияние транснациональных сил на глобальные политические события.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ