Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Национальное и постнациональное гражданство

Материалы экспертного опроса

Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества.

1. Сохраняет ли в условиях глобализации и размывания национального суверенитета свое значение феномен гражданства? В чем могут заключаться функции данного института? Как следует относиться к феномену двойного гражданства?

Сохраняет и даже усиливается. Во-первых, забывают о том, что наравне с факторами интернационализации и глобализации действуют и усиливаются факторы регионализации (т.е. говорить о неких тотальных сетевых структурах не приходится, хотя те и входят полноценно в жизнь), во-вторых, появляются феномены неких "общемировых" гражданств, причем я имею в виду не полумифические ООНовские паспорта или "граждан мира", а национальные гражданства ведущих стран (США, стран Евросоюза, Японии и т.д.), — эти паспорта фактически позволяют жить в любой стране не сильно учитывая национальные законодательства в сфере гражданства. Феномен двойного гражданства — это иногда переходный вариант, иногда вариант компромисса, иногда квази-решение сложных юридических ситуаций. В целом, институт двойного гражданства не может рассматриваться как базовый ни в одной стране.

2. Можно ли ожидать возникновения в будущем феномена глобального гражданства? Какая форма государства может ему соответствовать?

Может возникнуть такой феномен, но ни в коем случае не как значимый фактор. Другое дело, как уже сказано выше, что гражданство ведущих стран может со временем стать над-национальным в тех случаях, когда идет речь о странах, не входящих в число избранных. Например, гражданин Германии будет работать в России или Таджикистане и никогда не пойдет в милицию регистрировать свое пребывание, но при этом пойдет в американский или японский полицейский участок в случае долгосрочного пребывания (речь не идет о туризме и отдыхе). Вопросы обеспечения национальных интересов в ходе разворачивающихся глобальных торговых войн и войн вполне горячих вынудят на десяток-другой лет отложить данный вопрос в число умозрительных, предназначенных для "яйцеголовых" экспертов.

3. Согласны ли Вы с тем, что гражданские свободы индивида наилучшим образом оказываются защищены международными организациями, а не органами государства?

С точностью до наоборот. Да, иногда НПО защищают личность лучше государства, тем более это зачастую это единственная надежда защититься от самого государства. При этом НПО бьют по целостности государства, в стратегическом смысле резко ухудшая положение гораздо большего числа граждан, чем число потенциально защищенных. Было бы просто невежливо по отношению к десяткам тысяч погибших россиян (русских, чеченцев, других) в Чечне игнорировать высочайшую роль НПО (non-governmental organizations) в разжигании чеченского и других северокавказских конфликтов. Разве некие юшенковы и иже с ними рать безответственных защищали интересы десятков тысяч реально погибших, а не виртуально муссировали единичные случаи реальной помощи? Пустой вопрос с учетом жизни на Кавказе. В 2003-2004 гг. мы все увидим такую же роль НПО в сломе государств в Центральной Евразии (Средняя Азия и территории южнее).

4. Какова вероятная судьба международных институтов после событий в Ираке? Стоит ли ожидать восстановления их авторитета?

Поскольку разворачивающаяся "четвертая мировая", которая сменила победоносную эпоху после американской победы в "третьей холодной", идет вразрез с принципами ООН, то этот институт, после качелей возвращения/слома будет окончательно отброшен. Другое дело, что формируются региональные блоки (Евросоюз, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА), которые со временем потребуют институционализации своего общемирового значения. Но это нескоро.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ