|
Национальное и постнациональное гражданство
Материалы экспертного опроса
Шимов
Ярослав Владимирович,
сотрудник русской службы «Радио
Свобода» (Прага), аспирант Института славяноведения и балканистики РАН.
1. Сохраняет ли в
условиях глобализации и размывания национального суверенитета свое значение
феномен гражданства? В чем могут заключаться функции данного института? Как
следует относиться к феномену двойного гражданства?
Вне всякого сомнения, сохраняет. Я бы вообще не стал
переоценивать значение процессов глобализации и региональной интеграции как
факторов, "размывающих" национальную идентичность и, наоборот,
недооценивать прочность последней. Идентификация индивида с определенной нацией
и государством, несомненно, сохранится в ближайшие десятилетия. Об этом
говорит, в частности, отсутствие даже намеков на формирование некой
"европейской идентичности" в странах ЕС — а ведь Европа гораздо
дальше остальных регионов мира ушла по пути региональной интеграции. Тем не
менее, феномен гражданства, конечно, не останется неизменным. На мой взгляд,
здесь будут набирать силу две тенденции: 1) постепенная передача некоторых
традиционных функций гражданства как принадлежности к тому или иному
государству (прежде всего касающихся защиты прав граждан) на уровень
международных организаций и региональных объединений; 2) столь же медленный и
постепенный переход от этнического или этнокультурного понимания гражданства (к
примеру, гражданин Сербии — обязательно серб по крови или человек,
ассоциирующий себя с сербским языком и культурой) к пониманию территориально-политическому
(гражданин Сербии — любой человек, живущий на территории Сербии, владеющий ее
государственным языком, соблюдающий ее законы и прошедший формальности,
необходимые для документального заверения своего гражданства). Для многих
стран, в первую очередь западных, такой подход характерен довольно давно.
Однако в других регионах мира, в т.ч. и в республиках бывшего СССР,
этнокультурное понимание гражданства по-прежнему преобладает.
Что касается феномена двойного гражданства, то он,
возможно, получит большее распространение по мере дальнейшего сближения и
смешения различных культур и наций. В настоящее время, однако, насколько мне
известно, законы о двойном гражданстве существуют лишь в немногих странах, и в
целом эта проблема недостаточно урегулирована с международно-правовой точки
зрения. На мой взгляд, право на двойное гражданство могли бы иметь в первую
очередь дети от интернациональных браков — однако и в данном случае все детали
должны регулироваться двусторонними соглашениями между соответствующими
государствами.
2. Можно ли
ожидать возникновения в будущем феномена глобального гражданства? Какая форма
государства может ему соответствовать?
Я не склонен заглядывать в столь далекое будущее. В
обозримой же перспективе вряд ли можно говорить о каком-либо "глобальном
гражданстве", т.к. политические, социально-экономические, этнокультурные,
религиозные и прочие противоречия между различными цивилизациями, нациями и
государствами, существующими на нашей планете, по-прежнему представляются мне
более сильными, нежели интеграционные и глобализационные тенденции.
"Всемирная деревня" состоит из очень не похожих друг на друга
кварталов, и многие из них вдобавок разделены баррикадами. Такое положение, как
мне представляется, будет сохраняться еще достаточно долго.
3. Согласны ли
Вы с тем, что гражданские свободы индивида наилучшим образом оказываются
защищены международными организациями, а не органами государства?
Пока — нет, хотя не исключено, что в некоторых регионах
мира, например в Европе, ситуация будет развиваться именно в этом направлении
(см. ответ на первый вопрос).
4. Какова
вероятная судьба международных институтов после событий в Ираке? Стоит ли
ожидать восстановления их авторитета?
Пока рано делать какие-либо однозначные выводы. Рискну
предположить лишь, что ООН стоит на пороге либо своего окончательного краха,
либо глубокой структурной реформы. Что касается, например, НАТО и (в меньшей
степени) ЕС, то их перспективы будут во многом зависеть от того, каков окажется
характер политики США в ближайшие годы — откажется ли Вашингтон от
односторонности в своих действиях, столь характерной для нынешней американской
администрации, и проявит ли он заинтересованность в реанимации полномасштабного
евроатлантического сотрудничества, которому события в Ираке нанесли весьма
существенный урон.
Из международных организаций, существующих на
постсоветском пространстве, наиболее перспективным мне представляется
Евразийское экономическое сообщество, т.к. в его основании лежат конкретные
экономические интересы стран-участниц.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|