Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

От Послания — 2000 к Посланию — 2003

Ольга Выхованец
(член аналитической группы РА)

1.

Прозвучало очередное, четвертое, Послание Президента Федеральному собранию. Тезисное, предельно сжатое подведение итогов и немногим более расширенное, но так же тезисное обозначение дальнейших ориентиров на пути к туманному, но светлому будущему. В комментариях к Посланию недостатка нет, и я не буду его комментировать. Речь о том, в какой степени отражаются и в этом, и в предыдущих Посланиях Президента те глобальные мировые процессы, которые, безусловно, актуальны для России.

В первую очередь это миграция, демография, натурализация, etc. Т.е. все то, что с одной стороны непосредственно касается миллионов людей в сфере политических прав и свобод. А с другой — от чего зависит будущее страны.

Актуальными эти темы были все последние годы, но к пониманию этой актуальности российские элиты приходят только сейчас. Что выражается, в первую очередь, в языке.  Появляются новые слова. Термин «антропоток», как и любое новое многогранное, многосмысловое понятие еще находится в процессе становления, но уже завоевало право на жизнь. В рамках этого понятия уже можно рассматривать как в мировом, так и в страновом, и в региональном масштабах, все вышеперечисленные процессы, которые в данном контексте назовем обобщенно  «АП-процессы». Сюда же относятся и отношения с соотечественниками, и вопросы идентичности, и сохранение социокультурного ядра России.

В текстах Посланий термина «антропоток», разумеется, пока нет. А что есть?

2.

Послание 2000 года было, пожалуй, самым эмоциональным и направленным не только к умам, но и к сердцам.  Первый и последний раз прозвучало слово «духовность».

Из Послания-2000: «Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели  — не только материальные. Не менее важные — духовные и нравственные цели. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня … вновь растет интерес к … нашим корням … Это, без сомнения, начало нового духовного подъема. …. Открытость новой России миру не противоречит нашей самобытности и патриотизму, не мешает находить собственные ответы на вопросы духовности и морали».

Первый и последний раз шла речь о «национальной идее».

Из Послания-2000: «И не нужно специально искать национальную идею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное — понять, в какую Россию мы верим, и какой хотим эту Россию видеть».

И еще — об «общих ценностях»: «При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом».

По сути, все это — формулировка проблемы сохранения Россией своей идентичности. За три последующих года больше к этим темам Президент не вернулся. Увы. Это осталось где-то в других выступлениях и речах, но только не в главных текстах года. Если бы итоги были — их бы подвели. Если бы шла хоть какая-то работа — о ней бы сказали, если бы осталась ясная цель — ее бы озвучили.

Фигура умолчания означает, по-моему, одно: вопросы остались, ответов нет в принципе. Легко говорить о нерешенности частной задачи (например, по здравоохранению). Говорить о нерешаемости задачи стратегической — нельзя.

Уровнями ниже — политическими и общественными деятелями, различными институтами и фондами, лидерами партий и политтехнологами — по этому кругу тем ломается немало копий. Но количество в качество никак не переходит.

Возможно, темы российской идентичности, духовности и национальной идеи окажутся на должном уровне только в предвыборном марафоне. [i]

Из интересующего нас круга тем была в Послании-2000 подробно затронута и более конкретная, насущная проблема — демографическое положение в стране. Констатация катастрофического снижения численности населения и вывод: «Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».

Однако на ближайшие пару лет об угрозе забыли.

3.

Ни в 2001, ни в 2002 годах АП-процессы не рассматривались. Даже в контексте отношений со странами СНГ, которые объявлены приоритетными, но приоритет этот оказывается, связан только с «получением конкурентных преимуществ на мировых рынках» (Из Послания-2002).

В 2001 году упор был сделан на усиление государства через защиту его экономических интересов. Из социальных задач — проблемой государственного масштаба было объявлено здравоохранение.

Про убыль населения — упомянуто мимоходом в контексте «…обеспечения гражданам достойной старости…», т.к. «…нагрузка на трудоспособное население будет расти». А проблема защиты за рубежом прав и свобод соотечественников касается в Послании только российских граждан, «…проживающих и работающих за пределами своей страны».

В 2002 году речь шла о демократическом развитии России и о «…более амбициозных целях» в борьбе за «…место под экономическим солнцем.». Из тем для всех и каждого — на первом месте — реформирование ЖКХ.

Назревшую актуальность АП-процессов можно почувствовать в Послании-2002 только опосредственно. Не артикулированные, не вычленные из ряда других проблем, но интуитивно ощущаемые, они получили первый инструмент для решения — перепись населения.

4.

И только в Послании-2003 АП-процессам вновь посвящается несколько абзацев. В контексте внешних угроз звучит призыв к «…консолидации хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач…». При этом, также как и в 2000 г., сами эти ценности и задачи никак не обозначаются.

Возвращается и тема демографии. Подробно, с цифрами рисуется спокойная картинка. «В последние годы смертность населения продолжала расти. За три года она увеличилась на 10%… Однако за эти же три года на 18% выросла рождаемость … на 21% — снизилась младенческая смертность… Численность постоянного населения страны составляет более 145 миллионов человек. Это почти на два миллиона человек больше, чем показывала текущая статистика, но и на два миллиона меньше, чем было в 1989 году».

И два спокойных вывода. «О чем эти цифры говорят? Во-первых, о том, что население страны продолжает сокращаться. Пусть и более медленными темпами, чем показывала текущая статистика, но продолжает. Во-вторых, несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же «прирастали» не за счет нее, а за счет легальной иммиграции. Всего за последнее десятилетие к нам переехало около 7 миллионов человек».

Угроза демографического упадка осталась? «…И да, и нет…». И уж совсем неясна причина оптимистичного итога: «… несмотря на все наши трудности, Россия остается привлекательной страной для жизни и работы миллионов людей». Каких людей? Из каких стран? Ведь это уже не русскоязычные из стран СНГ, поток которых практически иссяк. Хотя в этих странах «…Кроме всего прочего, … проживают десятки миллионов русских».

Сегодняшний миграционный поток — это тот ресурс, который легко превращается в угрозу для так и не выработанной до конца российской идентичности.

Однако к темам иммиграционной политики и действия нового законодательства о гражданстве Президент возвращается еще раз и уже в гораздо более жестком тоне. «Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач… Нам нужна эффективная иммиграционная политика».

Не совсем, правда, ясно, почему политика нужна «иммиграционная», а не «миграционная». Почему речь идет только о странах СНГ и абсолютно игнорируется миграционный поток из стран Азии, из Китая. Почему речь идет только о русскоязычных, как будто не существует тех, для кого русский — не родной, но кто хочет, чтобы Россия стала его родиной.

Послание — это руководство к действию. Это определение приоритетов. А раз нет указания на проблему и задачи ее решить — значит — нет проблемы.

В Госдуме началась работа по принятию поправок к «Закону о гражданстве». После критики работа приостановилась в ожидании поправок от Президента, которые были обещаны к середине июня. Однако Дума их так и не дождалась.

Да и будет ли эффективен новый Закон при игнорировании других АП-процессов на территории страны? Как хорошо сказала Ж.Зайончковская в интервью газете «Время новостей»: «Закон о гражданстве соответствует международным нормам. Но международным нормам не соответствуют условия в России».

О том, что делать, чтобы они соответствовали, Президент, надеюсь, продолжит говорить, не дожидаясь периода предвыборных речей.

Июнь, 2003 г.


[i]Кстати, в том же 2000 году, в своих предвыборных платформах ни один (!) из кандидатов в президенты не касался тем, обозначенных здесь как «АП-процессы». И только Г.Явлинский и Ю.Скуратов вскользь упомянули о необходимости защиты русских соотечественников за рубежом.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ