Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Российское гражданство — нововведения в законодательство

Мирон Боргулев
(аналитическая группа РА)

20 октября Государственная Дума одобрила предложенные Президентом поправки к закону РФ «О гражданстве». Внесённые поправки призваны облегчить получение гражданства соотечественниками за рубежом, а также теми мигрантами, которые уже давно проживают на территории Российской Федерации. Эти поправки были нацелены на облегчение принятого в 2001 году закона «О гражданстве», фактически приравнявшего жителей стран СНГ, в том числе и русскоязычных, к гражданам стран Дальнего зарубежья.

Согласно новым поправкам, облегчённый порядок получения гражданства вводится для граждан, родившихся на территории России, и для граждан стран СНГ, отслуживших не менее трёх лет по контракту в Российской армии. В чём-то поправки также напоминают своеобразную натурализационную амнистию: право на получение гражданства получили граждане бывшего СССР, зарегистрированные на территории России до 01 июля 2002 года. Также облегчено получение гражданства для граждан стран СНГ, закончивших российские средне-специальные и высшие учебные заведения.

Для перечисленных категорий лиц получение гражданства будет проходить по облегчённому режиму сразу, без получения вида на жительство, а потом — по истечению годичного срока вместо обычных пяти лет.

Принятие этих поправок вызвало множество разного рода комментариев в политических и общественных кругах России. Прежде всего, с большим облегчением восприняли эти поправки организации, объединяющие соотечественников за рубежом. По старому закону, выходцы из России, проживающие, например, в республиках Средней Азии, приравнивались к обыкновенным гражданам, к примеру, Эфиопии, и поэтому не могли рассчитывать на получение гражданства в ближайшее время. Это было расценено как исправление старого закона «О гражданстве», оказавшегося слишком жёстким по отношению к соотечественникам. В то же время многие политические деятели в своих комментариях указали на то, что эти поправки больше всего на руку вовсе не русскоязычному населению стран СНГ, а криминальным элементам и нелегальным иммигрантам, уже обосновавшимся на территории РФ.

Внесенные президентом и утвержденные Федеральным Собранием поравки, видимо, представляют собой не последние изменения миграционного законодательства. Дмитрий Рогозин уже заявил, что готовится новая редакция закона «О соотечественниках», в котором будут заново обозначены критерии этого понятия,

Какие кардинальные инновации в миграционной политике могут следовать за принятыми изменениями в Закон о гражданстве? Желая досконально разобраться в этой проблеме, мы задали несколько вопросов нашим экспертам —  Лидии Ивановне Графовой и Алексею Сергеевичу Кузьмину.

1. Насколько новая процедура получения гражданства облегчит жизнь наших соотечественников в странах СНГ? Сколько человек таким образом получат гражданство?

Графова: В общей сложности, наверное, около 1,5 миллионов человек, которые живут в Российской Федерации без легализации, и очень узкая категория лиц, которые прослужат в армии. Льготы по приобретению гражданства получат в целом 2,5 миллиона человек.

Кузьмин: Численных оценок людей, имеющих право на льготное гражданство, я не делал. Принятые поправки, безусловно, облегчат многим его получение, однако проблема в том, что они всё равно остаются неразумно жёсткими.

2. Поправки к Закону о гражданстве коснулись нескольких категорий людей. Какие категории стоило бы добавить, а какие, наоборот, изъять?

Графова: Изъять — никакие, но необходимо внести родившихся вне России детей наших бывших соотечественников. Сейчас получается так, что уехавшие некогда родители имеют льготы, а их дети — уже нет.

Кузьмин: Никаких категорий лиц изымать из этих поправок не нужно. Я лично в связи с тем, что мы трудо- и демографически недостаточны, считал бы для России естественным миграционное законодательство, в том числе и законодательство о гражданстве, поощряющее миграцию в страну, а не рестриктивное. С этой точки зрения, закон и в обновленной редакции не отвечает демографическим и политическим реальностям. Моя позиция бъясняется не либерализмом, а исключительно прагматизмом. Стране нужны активные иммигранты в Сибирь, но при этом хорошо управляемые. В том числе и китайцы, но главное — чтобы были не только китайцы, но и все желающие.

3. Не облегчат ли принятые льготы получение гражданства криминальными элементами из стран СНГ, уже обосновавшимися в России?

Графова: Нет. Именно из-за такого репрессивного закона все криминальные элементы давно всё купили, а те, у кого нет таких денег, остались за бортом.

Кузьмин: Криминальные элементы всегда могли купить и смогут купить гражданство. Все разговоры об облегчении его получения криминальными элементами — бессмысленная популистская риторика.

4. По мнению наших экспертов, в принятых поправках содержатся не только облегчения получения гражданства, но и ужесточения. Так, например, льготное гражданство не может оформить человек, проживающий за пределами России. Как Вы можете прокомментировать эту норму?

Графова: Ужесточение имеет место: эти поправки отсекают потенциальных желающих переехать. Старый закон был разрешительным, давал возможность поэтапно решать вопрос с переездом, а этот не даёт таких надежд. Он снижает напряжение для тех, кто уже здесь, но для тех, кто только раздумывает — это «железный занавес».

Кузьмин: Я ещё раз говорю, что мне вообще не нравится этот закон как рестриктивный, и тем более не нравятся ужесточения. Если бы закон не требовал выхода из прежнего гражданства, я бы считал это вполне нормальным и естественным. Однако использовать наши консульства для предоставления гражданства — неправильно. Можно назвать много причин для этого, начиная от их коррумпированности и заканчивая межгосударственными проблемами: никакому государству не понравится, когда коренное население части его территории в массовом порядке приобретает иностранное гражданство.

5. В поправках указано, что граждане, имеющие льготы, не обязаны сдавать экзамен на знание русского языка. Не приведёт ли это к наплыву чуждых по культуре и трудно адаптируемых иммигрантов?

Графова: Там всё-таки коридор сужен, так что такого наплыва не будет. К тому же родившиеся на территории РСФСР — люди, связанные с русской культурой. Да и смешно это, когда русский сдаёт русский язык милиционеру.

Кузьмин: Нет, проблем не возникнет, так как практически все льготники – люди, которые имеют за плечами советскую школу и знают русский язык не хуже, чем выпускники эвенкийской национальной школы.

6. Сейчас разрабатывается новая редакция закона «О соотечественниках». Какие принципиальные положения Вы считаете нужным в нём зафиксировать?

Графова: Впервые слышу, что мёртвый Закон о соотечественниках будет реанимирован. Мне известно, что сейчас вносятся поправки в Закон о положении иностранных граждан. Здесь мы должны воздействовать на МВД. Вносимые поправки затрагивают только сферу трудовой миграции. Поправки к закону вводят новый термин — разрешение на временное пребывание, но приезжим не хватает времени, чтобы успеть его оформить. Ольга Земскова-Аметистова считает, что каждую вторую статью этого закона можно оспорить в Конституционном суде. Туда внесены очень узкие поправки, и это смущает. Что касается Закона о соотечественниках, то он как не действовал, так и вряд ли начнёт действовать. Главное препятствие для мигрантов — регистрация по месту жительства. Из-за этого они и становятся нелегалами. В поправках осталась очень страшная вещь — вносится понятие регистрации по месту жительства, от которой зависит гражданство. Правозащитники предлагали вместо этого отмечать факт проживания, например, с помощью регистрации в паспорте. Если бы это прописали, стена до неба, стоящая перед мигрантами, рухнула бы.

Кузьмин: В своё время ещё первым созывом Госдумы была принята декларация о соотечественниках. Она содержала почти все необходимые юридические принципы и базовые концепции. Точное воплощение принципов этой декларации в законотворческой деятельности было бы оптимальным для работы с соотечественниками.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ