Доклад ЦСИ ПФО 2002 "Государство. Антропоток"


Предложения по улучшению системы управления процессами иммиграции и натурализации
Альманах "Государство и антропоток"
Дискуссии
Тематический архив
Авторский архив
Территориальный архив
Северо-Запад: статистика пространственного развития
Книжная полка
Итоги переписи 2002 года
Законодательство
Организации, специализирующиеся на миграционной проблематике
О проекте
Карта сайта
Контактная информация

Законодательные основы иммиграционной политики Канады

М. Владимирова

Канада - страна, созданная иммигрантами. Своеобразная этнокультурная мозаика, присущая Канаде, явилась результатом ее развития как страны переселенческой. На протяжении всей истории Канады иммиграция играла первостепенную роль. С ней связано становление Канады как самостоятельного государства с присущим только ей обликом. Без рассмотрения иммиграции невозможно понять многие современные процессы, происходящие в канадском обществе. Достаточно отметить, что, по данным на 2000-2001 годы, за счет иммиграции обеспечивается около 64% роста населения страны. Причем этот показатель имеет явную тенденцию к увеличению.

Иммиграция в Канаду, хотя и действует как постоянный фактор в канадском обществе, в то же время достаточно сильно колеблется от года к году по своей численности. Изменениям подвергается также и ее качественный состав, что напрямую зависит от перемен в иммиграционной политике, на которую, в свою очередь, влияет социально-экономическая и политическая конъюнктура в мире и в стране.

С середины 1960-х годов наблюдаются новые тенденции в канадской иммиграции, связанные с изменениями в иммиграционном законодательстве, произошедшими в этот период.

В конце 50-х годов консервативное правительство Дж. Дифенбейкера заявило о своем намерении пересмотреть Иммиграционный закон, принятый в 1952 году. Новые иммиграционные правила были приняты в 1962 году. Они положили начало снятию расовых ограничений. Впервые были введены понятия поручительства и профессиональной иммиграции1. "Независимые" иммигранты2 должны были приниматься теперь в соответствии с их профессиональным статусом и наличием средств к существованию, а не на основе их этнического происхождения, о чем официально заявлялось в документе. В соответствии с новыми правилами за всех иммигрантов могли поручиться близкие родственники, но был отдельный пункт, который фактически отражал продолжающуюся дискриминацию в отношении лиц азиатского и африканского происхождения. Кроме того, правила 1962 года разрешали въезд иммигрантов, не имевших поручительства, лишь для двух групп. В первую входили британские подданные, а также граждане Франции, Ирландии и США; во вторую - иммигранты из западноевропейских стран, отобранные Министерством гражданства и иммиграции для использования их труда в земледелии, бизнесе и индустрии Канады3. В целом, хотя правила 1962 года и явились важным шагом к снятию расовых ограничений, но дискриминация в какой-то степени еще сохранялась.

В середине 1960-х годов произошли дальнейшие изменения в иммиграционной политике и практике приема иммигрантов. Эти изменения отразили не только и не столько новые приоритеты в политике канадского правительства, сколько объективные изменения, произошедшие в стране и, в частности, в ее экономике. В тот период в стране происходил мощный подъем экономики, который вызвал спрос на рабочую силу, в изобилии предоставляемую иммиграцией. При этом требовались в основном квалифицированные работники, в то время как экономическое возрождение в Европе сократило их приток в Канаду. Новым источником квалифицированных специалистов могла стать Азия, въезд иммигрантов из которой в Канаду до тех пор ограничивался. Это предрешило дальнейшие изменения в иммиграционной политике страны.

В 1966 году была опубликована правительственная Белая книга по иммиграции, в которой заверялось, что не будет проводиться никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи или религии, но в то же время подчеркивалось, что предпочтение будет отдаваться в первую очередь хорошо образованным специалистам.

Итак, с 1962 года по 1967 год происходила реформа иммиграционного законодательства Канады, результатом которой стали новые правила отбора иммигрантов 1967 года, полностью отменившие так называемые "географические ограничения" на прием переселенцев в Канаду (отбор "по расе и культуре"), в том числе и для принимаемых в страну родственников канадских граждан4.

В 1967 году была утверждена балльная система определения квалификации и знания языка независимого иммигранта. Эта система предполагала, что независимые иммигранты должны классифицироваться в соответствии с объективными критериями, отражающими их образование и квалификацию. Косвенно эта система вводила ограничения на прием бедных иммигрантов из развивающихся стран, но формально она положила конец расовой дискриминации и явилась переломным моментом в истории иммиграционной политики Канады.

Эти перемены повлекли за собой существенные изменения этнического состава иммиграции. Резко увеличилась доля иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки за счет сокращения доли иммигрантов европейского происхождения. К середине 1970-х годов численность иммигрантов из стран третьего мира превысила численность иммигрантов из развитых стран5. Начиная с 1982 года наибольшее количество иммигрантов прибывает в Канаду из Азии.

В 1960-х годах в результате слияния бывшего Министерства труда и Министерства гражданства и иммиграции было создано новое Министерство рабочей силы и иммиграции (позднее - занятости и иммиграции). Иммиграция стала рассматриваться как один из аспектов рынка занятости, и иммиграционная политика была поставлена в прямую зависимость от поглотительной способности канадской экономики. Отныне при отборе иммигрантов было необходимо учитывать состояние рынка труда, хотя на практике иммиграция семейного класса шла вразрез с этим намерением. Административная увязка занятости и иммиграции оставалась в силе на протяжении всех 1980-х годов, что в какой-то степени ущемляло интересы самих иммигрантов.

В начале 1970-х годов либеральный министр рабочей силы и иммиграции выдвинул инициативу о коренном пересмотре иммиграционной политики. Осенью 1974 года были приняты новые правила, призванные сократить масштабы иммиграции и в большей степени привязать ее размеры к рынку труда. Эти правила поставили в невыгодное положение иммигрантов, не имеющих предварительной договоренности о работе в Канаде. Правительство Канады также приняло решение об ограничении иммиграции максимальным порогом в 200 тысяч человек в год. Установление этой квоты объяснялось резким увеличением притока иммигрантов и высоким уровнем безработицы. Всего за 70-е годы в Канаду иммигрировало значительное число беженцев, в частности, из Чили (6175 человек), Уганды (более 6000) и с Кипра6.

В 1975 году была опубликована официальная правительственная Зеленая книга по иммиграции, в которой было намечено несколько направлений дальнейшей иммиграционной политики: введение системы квот по отдельным регионам и странам мира; установление ежегодного максимального уровня иммиграции; учет профессиональной пригодности иммигранта, ставящий приток иммигрантов в прямую зависимость от состояния национального рынка труда; сохранение гибкой системы, согласно которой иммигранты будут приниматься при условии набора ими 50 баллов по таким параметрам, как профессиональная подготовка, образование, благосостояние, возраст, возможности найма и семейные связи с людьми, уже обосновавшимися в Канаде. При этом отмечалось, что только сочетание всех этих показаний могло бы дать возможность сформировать разумную иммиграционную политику. Говорилось о необходимости регулирования на законодательной основе приема беженцев и пересмотра в сторону ужесточения сложившейся политики их приема. Общий тон Зеленой книги по иммиграции не соответствовал тону Белой книги 1966 года, в которой одобрялась иммиграция в Канаду квалифицированных специалистов. В новой книге отмечалось, что Канада не может решать мировую демографическую проблему, принимая большое количество иммигрантов из перенаселенных стран7. За изданием Зеленой книги последовали широкие общественные дебаты.

В 1978 году вышел новый иммиграционный закон. Он действует со многими поправками (их более 30) и поныне. Закон 1978 года установил три основные цели иммиграционной политики: помощь воссоединению канадцев с их близкими родственниками, живущими за рубежом; выполнение Канадой международных конвенций о беженцах; содействие развитию экономики Канады во всех провинциях и территориях.

Иммиграционный закон 1978 года явился более либеральным и конструктивным по сравнению с предыдущим законом 1952 года. В нем говорится, что иммиграционная политика должна быть направлена на:

  • достижение демографических целей, выдвинутых правительством Канады в соответствии с численностью, темпом роста, этническим составом и географическим распределением канадского населения;
  • обогащение и укрепление культурной и социальной структуры Канады, учитывая ее федеративное устройство и двуязычный характер;
  • содействие воссоединению семей;
  • содействие адаптации иммигрантов на новом месте жительства путем развития тесного сотрудничества федерального правительства с другими уровнями власти и неправительственными учреждениями;
  • содействие приезду в Канаду иностранцев с целями торговли, туризма, культурной и научной деятельности, достижения взаимопонимания между народами;
  • недопущение дискриминации на почве расовых, религиозных и половых различий;
  • выполнение международных правовых обязательств Канады в отношении беженцев, развитие гуманных традиций канадской иммиграционной политики по отношению к перемещенным лицам и лицам, подвергшимся преследованиям;
  • обеспечение жизнеспособности экономики и процветания всех регионов Канады;
  • обеспечение здоровья, безопасности и общественного спокойствия в канадском обществе;
  • обеспечение международного правопорядка и правосудия, отказ на въезд и проживание лицам, каким-либо образом связанным с преступной деятельностью8.

В отличие от закона 1952 года новый закон был менее запретительным и менее ориентированным на государственный контроль. В законе делался упор на большее согласование иммиграционной политики с провинциями и общественностью. Так, например, предусматривалось, что каждый год министр иммиграции должен объявлять, какое количество иммигрантов может быть принято, и этот уровень должен быть предварительно согласован с провинциальными правительствами, а также с деловыми кругами, профсоюзами, общественностью и специалистами в данной области9. Однако, провинции проявили мало заинтересованности в иммиграционной политике. В результате этого уровень иммиграции продолжал устанавливаться скорее с учетом краткосрочных интересов трудового рынка, а не долгосрочных планов достижения желаемых демографических результатов.

Иммиграционный закон 1978 года выявил еще одну тенденцию: все возрастающее значение беженцев. Закон впервые определил категорию беженцев, помимо уже существовавших категорий независимых иммигрантов и членов семей. Условия приема беженцев шли дальше международных обязательств Канады, определенных конвенцией "О статусе беженцев" 1951 года.

С 1979 по 1980 годы Канада приняла около 60 тысяч беженцев из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса (а в 80-е годы эта цифра поднялась до 100 тысяч человек). Это было самое массовое переселение беженцев в Канаду. Тысячи канадцев участвовали в так называемой частной спонсорской программе, содействуя принятию такого большого количества беженцев (54% беженцев из Индокитая были спонсированы частным капиталом). В 1986 году ООН присудила Канаде Медаль Нансена за "необыкновенное великодушие, проявленное в отношении беженцев"10.

В 1978 году были утверждены новые Правила приема иммигрантов, которые видоизменили балльную систему, перенеся акцент с образования на профессиональное обучение и опыт работы11. Согласно этим правилам при иммиграции членов семей спонсоры, проживающие в Канаде, должны были подписать документ, по которому они обязывались содержать материально кандидата в течение десяти лет.

В 1980-е годы правительство продолжало стремиться строго регулировать численность иммигрантов с учетом хозяйственной конъюнктуры и масштабов безработицы в стране12. В 1980-1982 годы канадская экономика переживала сильный спад, безработица к 1983 году достигла уровня 11,9%. В связи с этим ежегодная численность переселенцев, утверждаемая в парламенте, в течение ряда лет, а именно с 1983 года по 1986 год устанавливалась на относительно низком уровне - 85000-100000 человек (в 60-70-е годы иммиграция составляла в среднем 140 тысяч человек). Начиная с 1985 года, когда экономический кризис был преодолен, предлагавшийся правительством уровень иммиграции стал подниматься, составив в 1989 году 191886 человек13.

В 80-е годы среди иммигрантов значительно вырос удельный вес неработающих, а также лиц, имевших недефицитные специальности и направлявшихся в те сферы хозяйства, где и без того существовал большой избыток рабочих рук. В то же время квалифицированных работников стало, прибывать намного меньше, чем прежде. Если численность иммигрантов с высшим образованием в 1970-1975 годы составляла 128 тысяч, то в 1980-1985 годы этот показатель составил 74 тысячи человек; численность квалифицированных рабочих уменьшилась со 126 тысяч до 61 тысячи. Это было связано в какой-то степени с тем фактом, что после и вследствие массового притока в конце 60-х - начале 70-х годов независимых иммигрантов и получения ими канадского гражданства возросла численность прибывающих членов семей, прием которых осуществляется по неэкономическим критериям. Если в первой половине 70-х годов их доля в иммиграции составляла около 25%, то в 80-е годы она равнялась уже 45-50%14.

В 1985 году была введена плата за оформление виз. Это, а также то, что были повышены требования к уровню доходов канадских граждан, желающих взять на себя поручительство, создало дополнительные препятствия для иммиграции в Канаду наименее состоятельных иностранцев. В то же время, согласно проводимой с 1985 года специальной программе для привлечения иммигрантов-бизнесменов, которые создавали бы рабочие места (Business Immigration Programme), наибольшими привилегиями при иммиграции начали пользоваться предприниматели и инвесторы. Для внеочередного оформления документов предпринимателей и инвесторов в штат расположенных за рубежом канадских иммиграционных бюро были включены специально подготовленные сотрудники. К иммигрантам-предпринимателям были отнесены лица, представившие твердые гарантии организации в Канаде собственного дела с привлечением наемного труда. Иммигранты-инвесторы должны были обладать капиталом не менее 500 тысяч долларов (здесь и далее - канадские доллары) и использовать как минимум 250 тысяч долларов для капиталовложений в течение первых трех лет пребывания в Канаде15.

Что касается беженцев, то в 80-е годы канадская иммиграционная политика относительно них проводилась в соответствии с обстановкой холодной войны. Канада приветствовала приезд беженцев из стран с прокоммунистическими режимами, в то же время беженцы из стран Центральной и Южной Америки - авторитарных государств правого толка, находящихся в союзе с США - принимались гораздо менее охотно в силу их левых антиамериканских настроений. Так, чтобы затруднить последним доступ в страну, с конца 70-х годов было введено требование оформления въездных виз всеми, кто собирался прибыть в Канаду из Чили, Гаити, Доминиканской республики, Сальвадора, Гватемалы, а также Шри-Ланки, Индии, Бангладеш, Южной Африки16.

В 80-е годы проблема приема беженцев серьезно обострилась. Заявления беженцев стали накапливаться, образуя огромную очередь. Впоследствии, когда правительство активизировало процесс рассмотрения прошений, эта проблема была постепенно урегулирована.

В условиях ужесточения приема иммигрантов на законных основаниях в 80-е годы увеличилась численность нелегальных иммигрантов (т.е. иностранцев, допущенных в Канаду на определенный срок, но оставшихся в стране после этого официально разрешенного срока), а также псевдобеженцев (людей, выдающих себя за жертв политических и религиозных преследований, но в реальности иммигрирующих по экономическим причинам). Под воздействием этих факторов канадское правительство начало вводить изменения в свою прежде сравнительно мягкую политику приема беженцев. В 1987 году были приняты два законопроекта, содержавшие поправки к Иммиграционному закону 1978 года. Они предусматривали замену сложной многоступенчатой системы выявления подлинных беженцев на более простую, введение санкций против кораблей, привозящих нелегальных иммигрантов, против групп, помогающих нелегальным иммигрантам в получении статуса беженцев, а также разработку положения о быстрой и простой процедуре депортации тех, кому отказали в виде на жительство.

Важным событием в истории Канады стало принятие в 1982 году, как части канадской конституции, Хартии прав и свобод, закрепившей права канадских граждан. А в 1985 году Верховный суд в деле "Сигх против министра занятости и иммиграции" постановил, что любое лицо, включая и не гражданина Канады, но пребывающее на ее территории, находится под юрисдикцией канадских законов и может пользоваться преимуществами Хартии прав и свобод. Это имело большое значение для Канады. Теперь правительство оказалось гораздо более стеснено в проведении своей политики, так как его деятельность стала ограничиваться не только давлением проиммигрантских лобби (набравших силу к концу 80-х годов), но и действием закона. С одной стороны, нарастало общественное беспокойство относительно масштабов иммиграции, с другой - на правительство оказывали давление этнические общины, требовавшие поощрять иммиграцию. Особенно остро проблема встала к концу 80-х годов, когда демографы пришли к выводу, что к XXI веку канадское население существенно состарится. Поэтому - с учетом низкого естественного прироста среди канадцев - наращивание иммиграционного потока представлялось единственно приемлемым решением.

В 90-е годы канадское правительство установило более высокий уровень иммиграции: 200-225 тысяч человек в год. Наибольшего уровня иммиграция достигла в 1993 году (256741 человек). В 1991 году было заключено соглашение между правительством Канады и провинцией Квебек, по которому с этого времени Квебек самостоятельно осуществляет отбор независимых иммигрантов и беженцев за пределами страны, а также отвечает за их прием и обустройство на своей территории. Квота провинции составляет 12 тысяч иммигрантов в год17.

В 1993 году вновь было создано Министерство гражданства и иммиграции (вместо Министерства занятости и иммиграции), что ознаменовало признание взаимосвязи между отбором иммигрантов и получением гражданства. В первой половине 90-х годов были внесены некоторые изменения в балльную систему классификации независимых иммигрантов. В соответствии с ними иммигранты должны демонстрировать свободное владение одним из официальных языков. Баллы стали присуждаться лишь в том случае, когда род занятия иммигранта попадал в специальный перечень предпочтительных профессий18.

В целом иммиграционная политика в 90-е годы была направлена на поощрение иммиграции квалифицированных специалистов. Вместе с тем ужесточилась политика по разряду "воссоединение семей", прежде всего в плане материальной поддержки новоприбывших членов семей иммигрантов. Доля иммигрантов семейного класса в 90-е годы по сравнению с предыдущим десятилетием, когда она составляла 45-50%, существенно снизилась и составила в 1996 году 27,9%, а в 2000 году - 26,6%. Удельный вес квалифицированных рабочих среди иммигрантов возрос с 38,1% в 1995 году до 52,2% в 2000 году19.

В связи с растущим числом преступлений и нарушений закона в сфере действия иммиграционной системы и системы защиты беженцев в середине 1990-х годов назрела необходимость внесения существенных изменений в духе ужесточения в иммиграционное законодательство. Вместе с тем, правительство не оставило попыток решить задачу расширенного привлечения в Канаду квалифицированных специалистов. В 1996 году начала работать специально созданная группа советников по рассмотрению реформы законодательства. 31 октября 2001 года было принят новый закон об иммиграции и защите беженцев (С-11), а окончательно, вместе с поправками, новый закон должен быть утвержден летом 2002 года.

Отвечая на многочисленные критические замечания относительно закона, министр иммиграции Элинор Каплан сказала: "Дверь, которую мы хотим держать закрытой, - это дверь в Канаду через "черный ход". Лица, совершившие серьезные преступления, террористы, действия которых угрожают безопасности канадцев, претенденты на статус беженцев, предоставившие ложные свидетельства, не попадут в Канаду через "черный ход", не получат статус иммигранта и будут депортированы из Канады. Те, кто пытается нелегально въехать на самолетах и кораблях, будут арестованы и предстанут перед судом. Эта мера не позволит использовать их в качестве рабов за долги, связанные с нелегальным въездом в страну". Новый закон преграждает дорогу преступникам, претендующим на получение статуса беженца, включая и тех, кто был осужден в Канаде или был приговорен к заключению от двух лет и более у себя на родине20.

В рамках закона предусматривается повысить тщательность проверки офицерами Службы безопасности прибывающих на границу претендентов на статус беженца; обеспечить дополнительные ресурсы для ускорения депортации нежелательных лиц. В законе содержатся статьи, позволяющие бороться с такими нарушениями, как перевозка живого груза и контрабанда людьми. Наказания за эти преступления будут теперь гораздо строже. Создается система первичной проверки всех претендентов на статус беженца, которая позволит выявить и отсеять преступников и террористов еще до их прибытия в Канаду. Вводится новый порядок подачи апелляций, сокращающий их количество. Теперь те, кому отказано в получении статуса беженцев, смогут подать только одну апелляцию. Рассмотрение любых заявлений на предоставление статуса беженцев от тех лиц, которым предъявлено обвинение, будет приостанавливаться до вынесения решения суда.

Законом устанавливаются два класса беженцев: "по конвенции" и "по гуманитарной программе". К первым относятся беженцы, подпадающие под определение, данное в конвенции "О статусе беженцев", подписанной в Женеве 28 июля 1951 года, а также в Протоколе к ней от 31 января 1967 года. Беженцами "по гуманитарной программе" признаются те лица, которые в соответствии с канадской гуманной традицией по отношению к перемещенным и преследуемым лицам - нуждаются в защите ввиду угрозы их жизни или опасности быть подвергнутым пыткам или жестокому обращению, а в ряде случаев и жестокому или необычному наказанию у себя на родине21. При этом гуманитарная составляющая расширяется, так как снимаются такие ограничения, как список стран, только граждане которых подпадают под эту категорию. Особое внимание в законопроекте обращается на ускорение воссоединения семей беженцев, попавших в Канаду "по гуманитарной программе". Если кандидату по гуманитарной программе выдано разрешение на постоянное место жительства, то его ближайшие родственники могут въехать в страну в течение года. К тому же данным категориям беженцев не может быть отказано во въезде по медицинским показаниям22.

В соответствии с законом С-11 вводится новое удостоверение личности для иммигрантов: специальная пластиковая карточка, поскольку ныне существующий бумажный документ легко подделать.

В отношении независимых иммигрантов вводится новая система отбора, направленная на привлечение в страну действительно высококвалифицированных специалистов, которые смогут легко адаптироваться к постоянно развивающейся экономике, основанной на использовании все большего количества информации. Если раньше среди независимых иммигрантов предпочтение отдавалось специалистам, чья профессия была востребована в данный момент, то в соответствии с новым законодательством более важным будет считаться критерий профессиональных навыков, позволяющих быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке труда. Серьезным изменением является отмена списка приоритетных профессий для иммигрирующих в Канаду. При подсчете баллов предпочтение будет отдаваться специалистам широкого профиля с практическим опытом работы; при рассмотрении документов будут учитываться неофициальные приглашения на работу от представителей семейного и малого бизнеса (кандидат получит дополнительные баллы за способность адаптации к жизни в Канаде); за иммиграционными чиновниками останется право увеличивать количество баллов, если, по их решению, потенциал кандидата выше заявленного23.

Закон предусматривает меры, позволяющие во многом облегчить работодателям решение проблемы найма иностранных "временных работников", что чрезвычайно актуально для Канады, которая испытывает острый дефицит специалистов в ряде отраслей, в особенности в сфере высоких технологий и в строительной индустрии. Ныне существующая процедура привлечения "временных работников" слишком громоздка: сначала наниматель должен прислать просьбу о выделении необходимых квот на работу для предполагаемых работников, потом его заявление рассматривается и т.д. Теперь основными участниками процедуры привлечения "временных работников" будут не отдельные работодатели, а в целом весь сектор, испытывающий дефицит рабочей силы, а бланки разрешений на работу будут выдаваться сразу в количестве, необходимом данному сектору. Работодатели, распределив бланки между собой, могут самостоятельно нанимать "временных рабочих". В соответствии с новым законом для ускорения процесса оформления временных рабочих виз медицинская проверка и проверка благонадежности специалистов, изъявивших желание работать в Канаде более шести месяцев, должна проводиться уже на территории Канады24 .

В законе С-11 предусмотрен ряд новых положений, подтверждающих своеобразие "канадского пути". Так, в нем содержатся изменения, направленные на укрепление одного из важнейших принципов канадской иммиграционной политики - способствовать воссоединению семей. В частности, для лучшего отражения социальной реальности, выражающейся в том, что в настоящее время наблюдается более длительный период зависимости ребенка от семьи, в категорию "зависимых членов семьи" включаются дети до 22 лет (раньше этот возраст был 19 лет), не состоящие в браке, дети старше 22 лет, являющиеся студентами, а также дети с психическими и физическими отклонениями, находящиеся на иждивении родителей. Отменяются ограничения на выдачу иммиграционных виз по состоянию здоровья в тех случаях, когда это касается детей или одного из супругов, проходящих иммиграционный процесс по категории "члены семей". Вводится категория заявителей "находящийся на территории Канады" для супругов и детей, приехавших в Канаду и желающих получить статус постоянных жителей и пройти иммиграционный процесс, не покидая ее территорию. Расширяется также понятие "супруг(а)". В это понятие вводятся лица, состоящие в гражданском (не менее одного года) и однополом браке25.

Вводится изменение сроков действия обязательств по поручительству: уменьшается срок выполнения финансовых и прочих обязательств поручителя с десяти до трех лет для супругов, состоящих в официальном или гражданском браке. Минимально возможный возраст поручителя уменьшается с 19 до 18 лет. В законе предусмотрены правила, согласно которым правительство сможет отказать в праве поручительства лицам, нарушающим судебное постановление о выплате алиментов бывшей супруге или детям, а также тем, кто был осужден по обвинению в жестоком обращении с домочадцами. Лицам, получающим социальную помощь (исключая пенсии по инвалидности) также не дается право поручаться за какого-либо иммигранта.

В связи с трагедией, произошедшей в США 11 сентября 2001 года, в канадском парламенте вновь заговорили о необходимости изменений в иммиграционном законодательстве в сторону дальнейшего ужесточения иммиграционных правил. Однако и принятый ныне вариант закона вызывает недовольство среди широких кругов канадской общественности, которая считает, что он сильно затрудняет процесс иммиграции для целого ряда лиц, например, для столь необходимых Канаде квалифицированных рабочих. Наибольшей критике подвергаются: во-первых, новая система баллов, начисляемая независимому иммигранту, в соответствии с которой дискриминации подвергаются специалисты, не владеющие свободно английским или французским языками, а также не имеющие высшего образования; во-вторых, изменение в сторону увеличения суммы стартового капитала, который иммигрант должен ввести с собой в Канаду (не менее 18 тысяч долларов); в-третьих, положение о ретроактивности нового закона, в соответствии с которым все иммиграционные дела, которые в настоящий момент уже находятся в посольствах Канады, будут рассматриваться по новым правилам26.

В 1996-2000 годах произошли следующие изменения в списке основных стран-поставщиков иммигрантов в Канаду: Китай с третьего места переместился на первое, обогнав Индию, причем доля выходцев оттуда постоянно возрастает: в 1997 году китайцы составляли 8% всех иммигрантов, в 1998 году - 11%, в 1999 году - уже более 15%27; Пакистан переместился с шестого места на третье; пятое место заняла Южная Корея; девятое место заняла Югославия28. Большая часть бывших жителей Югославии (в основном из Косово) прибыла в Канаду в качестве беженцев. В 2000 году Югославия стояла на первом месте среди тех стран, откуда в Канаду прибывали беженцы: почти 13% их общего числа.

В 2000 году всего в Канаду приехало 226837 иммигрантов, из них: из Китая - 36664 человека (16,2%), из Индии - 26004 (11,5%), из Пакистана -14163 (6,2%), из Филиппин - 10063 (4,4%), из Южной Кореи 7602 (3,4%), из Шри-Ланки 5832 (2,6%), из США - 5806 (2,6%), из Ирана - 5598 (2,5%), из Югославии - 4699 человек (2,1%).

Таблица 1. Иммиграция в Канаду (по месту рождения)*

Регионы мира

Периоды иммиграции, годы

1961-1970

1971-1980

1981-1990

1991-2001**

человек

%

человек

%

Человек

%

человек

%

Весь мир

788580

100

996160

100

1092400

100

1038995

100

США

50200

6,4

74015

7,4

46405

4,2

29025

2,8

Центральная и Южная Америка

17410

2,2

67470

6,8

106230

9,7

76335

7,3

Карибские и Бермудские острова

45270

5,7

96025

9,6

72405

6,6

57315

5,5

Европа, в том числе:

543840

69

356700

35,8

280695

25,7

197480

19

Великобритания

168140

21,3

132950

13,3

63445

5,8

25420

2,4

Другие страны Северной и Западной Европы

90465

11,5

59850

6

48095

4,4

31705

3,1

Восточная Европа

40855

5,2

32280

3,2

111370

10,2

87900

8,5

Южная Европа

244380

31

131620

13,2

57785

5,3

52455

5

Африка

25685

2,3

58150

5,8

64265

5,9

76260

7,3

Азия, в том числе

96945

12,3

328375

33

512160

46,9

592710

57

Западная Азия и Средний Восток

15165

1,9

30980

3,1

77685

7,1

82050

7,9

Восточная Азия

38865

4,9

104940

10,5

172715

15,8

252340

24,3

Юго-Восточная Азия

14040

1,8

111700

11,2

162490

14,9

118265

11,4

Южная Азия

28875

3,7

80755

8,1

99270

9,1

140055

13,5

Океания и другие страны

9240

1,2

15420

1,5

10240

0,9

9875

1

*Основано на 20%-ной выборке населения. Включены только постоянно проживающие в стране канадцы
**Включает только первые шесть месяцев 1996 года
Источник: Census of Canada, 1996 Catalogue No. 93F0023XDB6005 in Natum Series.

Итак, за рассматриваемые 40 лет канадское иммиграционное законодательство и основанная на нем политика в этой сфере претерпели существенные изменения, что во многом обусловило изменения в этническом составе иммиграции. Иммиграция в 2000 году во многом отличается от иммиграции начала 60-х годов не только по этническому, но и по профессиональному составу. Неизменным остается только ее большое значение для Канады.

В настоящее время Канада - чрезвычайно привлекательна для иммигрантов, как страна с высоким уровнем жизни, который характеризуется не только хорошими экономическими показателями, такими как уровень дохода на душу населения, но и уровнем социальной защищенности: бесплатное медицинское обслуживание и среднее образование, государственные социальные субсидии и т.п.

В результате, сейчас Канада принимает иммигрантов и беженцев больше, чем любая другая страна в соотношении с численностью ее населения. Не все канадцы приветствуют иммиграцию; некоторые считают, что иммигранты отбирают работу у жителей страны. Однако существует и другая точка зрения: ведь, иммигранты зачастую готовы выполнять ту работу, которую люди, родившиеся в стране, делать не хотят и не будут. Кроме того, иммигранты, как правило, хорошо образованны, и "Канада почти даром приобретает изобретательных граждан, обладающих талантами, мастерством и знаниями"29.


1 - История канадского иммиграционного законодательства http //www Canada ru/imm_hist shtml
2 - Термин, употребляемый в канадском иммиграционном законодательстве для обозначения категории иммигрантов, главным и по существу единственным условием приема которых является соответствие их профессиональных качеств спросу на канадском рынке труда или наличие довольно крупного состояния.
3 - Фурсова Л.Н. Иммиграция и национальное развитие Канады. М., 1975, с. 75.
4 - Canada Yearbook. Ottawa, 1968, p.227
5 - Whitaker R. Canadian Immigration Policy Since Confederation. Ottawa, 1991, p. 19.
6 - http://cicnet.ci.gc.ca/english/about/nulestones/mdex.html
7 - Canadian News and Facts, 1975, pp. 1335- 1336.
8 - Immigration Act, 1978 http://laws.justice.gc.ca/en/l-2/index/html
9 - Canadian News and Facts, 1976, p. 19113.
10 - http://cicnet.ci.gc.ca/english/about/milestones/index.html
11 - Canadian News and Facts, 1978, p. 19113.
12 - Современная Канада. М., 1998, с. 176.
13 - Canada Year book 1992, pp. 72, 91
14 - Немова Л.А, Щукина Т.А. Иммиграционная политика Канады. - "США- ЭПИ", 1987, №7, с. 46-47
15 - Там же, с. 47-48.
16 - Там же, с. 52.
17 - "Канадский паспорт", декабрь 2000, с 11.
18 - Slager M. Canadian Immigration Policy http://www.csclub.uwaterloo.ca/u/mpslager/articles/immigration.html
19 - Immigration Trends, 1980-2000 http://cicnet.ci.gc.ca/english/press/01/0101_pre.html
20 - "Канадский паспорт", июль 2001 г., с.10
21 - Вull С-11 As passed by the House of Commons. http://www.parl.gc.ca/37/l/parlbus/chambus/house/bills/govemment/c-l.../90141b-lE.html
22 - "Канадский паспорт", ноябрь 2000 г., с. 6.
23 - "Канадский паспорт", октябрь 2000 г., с. 13.
24 - "Канадский паспорт", август 2001 г., с. 10-11.
25 - Singeг С. Legislative Overhaul - Canadian Citizenship and Immigration Resource Center. Ottawa, 2001, p. 2.
26 - "Канадский паспорт", январь-февраль 2002, с. 20-21.
27 - "Канадский паспорт", ноябрь 2001, с. 13.
28 - Immigration Trends, 1980-2000. http://cicnet.ci.gc.ca/english/press/01/0101_pre.html
29 - "Канадский паспорт", ноябрь 1999, с. 9

Материал опубликован в журнале "Демоскоп-Weekly" по адресу
http://demoscope.ru/weekly/2003/095/analit03.phpИсточник публикации: журнал "США-Канада. Экономика-политика-культура", 2002, № 9.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ